МОНАХ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛУНЫ

Авторское

Автор: Дядька Черномор

Любите ли Вы «Pink Floyd» как люблю их я? Думаю, есть даже те, кто любит их больше чем я, но всё же, не будет лишним сказать, что эта группа у меня в вечном «Top-4» вместе с «Deep Purple», «Queen» и «The Beatles». А что мы знаем о «Pink Floyd»? Многие (особенно люди в возрасте) в нашей стране любят их за «Стену». Ребята моложе, которые порой лояльно относятся к «веществам» и пришли к классике рока через шугейз, слушая кавер «Slowdive» на «Golden Hair», считают, что «Pink Floyd» без Сида Барретта «уже не тот». Ну, и, конечно, вечные споры «Уотерс vs Гилмор» тоже не дают скучать. Для меня же «Pink Floyd» – это в первую очередь альбом «The Dark Side of the Moon», который я особенно любил слушать перед сном, когда мне было девять. «Pink Floyd» для меня – это волшебные аранжировки и космическая игра Дэвида Гилмора, которого я лично считаю лучшим гитаристом 1970-х, и, пожалуй, «главным артистом» «Stratocaster», самым значимым музыкантом, когда-либо игравшим на этой модели гитар великой фирмы «Fender» (да простят меня Ричи Блэкмор и Джими Хэндрикс) – гитарной конторе, создавшей на пару с «Gibson»  «рок музыку в дереве» (ещё одна дисциплина специальной олимпиады «Fender vs Gibson», но статья не об этом). «Pink Floyd» – это на века: исчезнет «Iron Maiden», забудется «Megadeth», уйдёт в небытие «Motorhead», а такие группы как «Pink Floyd», «Led Zeppelin» или «Deep Purple» – вечно будут царствовать на музыкальном Олимпе. Для меня лично, всё то, что сделали «Pink Floyd» в период с 1973 по 1979 – это то, что должно быть выбито на скрижалях и оставлено для потомков. И здесь я абсолютно не оригинален.

Пожалуй, единственный концерт из всех прошлых великих шоу, который я хотел бы посетить – это даже не «Вудсток» или «Калифорния Джем», а именно концерт «Pink Floyd» «Live in Venice», где сцена была установлена на воде в конце Гранд-Канала рядом с пьяцеттой Сан-Марко. Нагуглите фото концерта, посмотрите видео – все они невероятно атмосферные. Ладно, статья на самом деле не про «Pink Floyd», а про то, что возможно лучший их альбом мог быть совсем другим, если бы не один человек, имя которому Алан Парсонс – признанный маг звукорежиссуры и мастер прогрессивного рока, человек, записавший «The Dark Side of the Moon».   

На самом деле Парсонс – это не только великий саундпродюсер, но и отличный композитор, аранжировщик и исполнитель, наиболее известный в таком качестве по работе с Эриком Вулфсоном в группе имени себя «The Alan Parsons Project». За годы работы Парсонс, Вулфсон и сотоварищи выпустили десять первоклассных альбомов арт-рока, общий тираж продаж которых превысил пятьдесят миллионов копий. В 1990 году Вулфсон начнёт сольную карьеру, аналогичный шаг несколько позднее предпримет и Парсонс, выпуская сольные альбомы близкие к творчеству своей предыдущей группы.

Как звукорежиссёр Парсонс получил «боевое крещение», работая ассистентом звукоинженера над абсолютно лучшим (и это не только моё мнение) альбомом «The Beatles» «Abbey Road», записанный, как ни странно, на студии «Abbey Road», созданной мейджор-лейблом «EMI» в 1931 году. Во время записи альбома «Abbey Road» Алану был всего лишь двадцать один год, потому столь важный и серьёзный опыт с «монстрами музыки» действительно помог ему в дальнейшем развитии своего мастерства звукорежиссёра и саундпродюсера. Позднее Парсонс станет штатным звукоинженером на студии, проводя огромное количество сессий, но, пожалуй, самой серьёзной и масштабной его работой остаётся «The Dark Side of the Moon».

К 1973 году «Pink Floyd» были уже достаточно опытной и известной в Великобритании и по всему миру группой, записавшей семь полноформатных альбомов, имевшей опыт крупных заграничных туров. Однако к записи нового альбома музыканты решили отнестись более серьёзно, как впоследствии скажет Дэвид Гилмор, они решили сделать что-то более масштабное, чем всё то, что было до этого, то, что вознесло бы их на музыкальную вершину, поставило бы в один ряд с великими группами, а также позволило заработать денег ровно столько, сколько бы хватило на то, чтобы не думать о завтрашнем дне и посвятить себя творчеству в ещё более полном объёме. Что ж… эксперимент более чем удался: «The Dark Side of the Moon» стал звёздным часом для группы, став самым успешным и самым продаваемым альбомом группы (тираж пятьдесят миллионов официальных копий, не считая пиратских изданий), занимая вторую строчку по количеству продаж музыкальных записей за всю историю. Да, что говорить об этом, альбом оставался в «Top 200» в США 741 неделю, разделите это число на пятьдесят два и получите «всего-навсего» четырнадцать с лишним лет! В Великобритании альбом не покидал чартов в период с 1973 по 1978 год. Впечатляет, не правда ли? А какая там музыка! «The Dark Side of the Moon» моментально вознёс группу «Pink Floyd» на вершину прогрессивного, авангардного, психоделического и ещё, Бог знает какого, рока, да и на вершину музыки в принципе, и поставил в один ряд (а может даже выше) с «The Beatles» и «The Rolling Stones». Всем, кто никогда не слушал этого альбома, чего Вы ждёте? Это истинный шедевр.

«The Dark Side of the Moon» – масштабное, концептуальное творение, «фабула» которого связана явлениями, «сводящими людей с ума». Таким образом группа сделала акцент на давлении, которое испытывала в первые годы существования, а также на проблемах с психикой бывшего члена «Pink Floyd» Сида Барретта. В интервью Майклу Уэйлу басист группы Роджер Уотерс скажет: «мы можем сделать цельную вещь о том давлении, которое, как мы почувствовали на собственной шкуре, доводит человека до предела; о прессинге, заставляющем зарабатывать кучу денег; о понятии времени, которое бежит слишком быстро; о структурах власти – таких, как церковь или государство; о насилии; об агрессии».

Работу над материалом было решено вести коллегиально, используя при этом также неизданные ранее композиции и лирику. В записи также принимали участие все члены группы: сначала музыканты писали сырые демо-треки в студии, оборудованной в садовом сарае Уотерса, затем были проведены масштабные репетиции, после чего было решено приступить к записи «на чистовую».

Концептуальная задумка альбома была полностью реализована в текстах и музыке: например, композиция «On the Run» описывает стресс от современных средств передвижения, страха перед полётом, паранойи; в «Time» отражены опасения приближения старости, конечности и бесцельности жизни; «The Great Gig in the Sky» повествует о смерти; «Money» высмеивает человеческую жадность; «Us and Them» повествует об изоляции и депрессии; «Brain Damage» описывает психическое расстройство на почве «звёздной болезни»; «Eclipse» говорит о более общих вещах, это своеобразное подведение итогов, так как всё, чего вы касаетесь, чувствуете, любите и ненавидите, создаёте и разрушаете – всё это должно освещать Солнце, но всё это затмевает Луна.

Сам процесс записи проходил очень интересно: «Pink Floyd» и Алан Парсонс пользовались последними на тот момент достижениями звукозаписывающей техники, включая мультитрекинг, аналоговые синтезаторы, а также прибегая к различным эффектам с магнитными записями. В композиции «On the Run»  используется аналоговый синтезатор «EMS» «Synthi-A», снабжённый секвенсором, позволявшим программировать живые музыкальные картины, также в начале этой вещи можно услышать, как задыхающийся пассажир торопится успеть на самолёт, затем доносится звук взлёта, издаваемый перегруженной гитарой Гилмора, и чуть позднее грохот падения. Звук бега опаздывающего на самолёт пассажира, записывали заставляя одного из техников студии бегать по лестнице в тяжёлых ботинках. В начале песни «Time» звучит полифонический звон многочисленных часов и будильников, который изначально был записан Аланом Парсонсом для тестовой пластинки. Каждый звук писали с «живых» часов в различных антикварных магазинах. «The Great Gig in the Sky» построена на вокализе Клэр Торри, штатной вокалистки студии «Abbey Road», рекомендованной группе Парсонсом, работавшим с ней ранее. В процессе записи она импровизировала, пытаясь петь произвольный текст, но ничего не выходило, пока Уотерс не предложил ей делать с голосом всё, что угодно. Последовало несколько «бестекстовых» вариаций. Во время записи Торри утверждала, что можно сделать сколько угодно дублей, но всё равно останется первый. так как лучше всего у неё получается с первого раза. И она оказалась права: на альбом попала первая запись. Вокалистке за труды была выплачена двойная ставка, равная тридцати фунтам, однако впоследствии группа признала за ней соавторство и назначила комиссионные.

Одна из самых известных вещей группы «Money» начинается звоном монет и шорохом рвущихся чеков, которые записаны Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом в домашних условиях, в то время как стук кнопок кассового аппарата был выбран из библиотеки звуков студии. Для воссоздания звука ритмично звякающих монет, кассового аппарата и других звуков пришлось их на плёнку, затем нарезать её и склеивать в кольца (да-да, тогда ещё не было «Pro Tools», «Logic Pro X» и «Steinberg Cubase»). Например, длина плёнки для открывающих звуков была больше шести метров, а её хвост торчал из магнитофона, подвешенного на микрофонной стойке.

Влияние Алана Парсонса на эту запись трудно переоценить: несмотря на то, что он был младше участников группы «Pink Floyd», музыканты признавали его авторитет, назвав даже «в честь него» песню с альбома – «Speak to Me» – это те слова, которые Парсонс произносил тому, кто находился у микрофона в комнате для записи, чтобы настроить уровень сигнала. Во время записи Парсонс использовал новый 16-дорожечный магнитофон  и микшировал альбом сразу в квадрофонической версии. Фактически  альбом установил новые стандарты для «условно идеального» (просто идеал в этом деле – вещь недостижимая, тем более в эпоху постоянно меняющихся технологий)  воспроизведения звука, а также стал одним из самых известных образцов четырёхканального сведения. 

Альбом имел колоссальный успех и сильно повлиял на дальнейшее творчество «Pink Floyd», определив вектор его последующего развития. Это, без лишних слов, одно из величайших творений человечества. Не верите? Слушайте и внимайте!