Секс, наркотики и рок-н-ролл или почему фильм "Рок-волна" действительно хорош

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

Все знают, что «секс, наркотики и рок-н-ролл» - это почти безупречная формула успеха в кино, литературе и музыке. В ней есть всё необходимое: протест, молодость, свобода, ностальгия по прекрасным временам и приличная доза гормонов счастья - эндорфина с дофамином. Однако, редкому таланту удается соединить перечисленные детали и собрать этот кубик Рубика, не переклеивая пластмассовые квадраты. Но раз в 20 лет всё же рождается эдакий Ричард Кёртис и снимает в 2009 году шедевральную «Рок-волну». Фильм-феерия, фильм-восторг, фильм, который схватит вас за причинное место и заставит подпрыгивать от нетерпения: что же-что же ждёт зрителя в следующую минуту? Можно назвать хотя бы  3 вполне конкретные причины немедля посмотреть «The Boat that Rocked», если вы ещё этого не сделали. Во-первых, музыка. Когда в плейлисте друг друга сменяют The Kinks, The who, The hollies и прочие величайшие The из списка «Титаны рок-истории», нет времени на раздумья, надо бежать за поп-корном. Второе. Вряд ли кто-нибудь сейчас сходу сможет перечислить мне хотя бы 5 британских фильмов, над которыми он смеялся нон-стоп до гипоксии и истерики. Да, братья наши чопорные славятся своим тонким английским юмором, понятным только их высокоинтеллигентным натурам. Но в данном случае даже дублированный перевод не смог отнять у кинокартины её уморительные диалоги, шутки и сюжетные переплетения. Искренний хохот до слёз. Ну и наконец, третья немаловажная причина срочно скачать через пиратские торренты пиратскую версию фильма про пиратские радиостанции – это голый толстяк-юморист Ник Фрост. Ну а на самом деле, не только он. Весь актерский состав подобран, как по нотам. Слоган, под которым вышла комедия «Рок-волна» – «Мы лишим девственности ваши ушки!» Команде Кёртиса удалось проделать ЭТО ещё и с глазками.

Итак, на дворе далёкий 1966-й год, самый расцвет британской поп- и рок музыки. Однако властям Соединённого Королевства претят вольные моральные устои, которые новые веянья несут в подростковые массы. Поэтому, несмотря на огромную потенциальную аудиторию, государственная радиостанция BBC даёт в эфир всего 2 часа поп-рок-треков в неделю. Что-то из серии «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Но даже падающая экономика нашей страны доказывает: если есть спрос, будет и предложение. Поэтому думающие люди арендуют за гроши старые судна, ставят их на якорь в нейтральных водах Северного моря и начинают передавать тяжелую и танцевальную музыку в приёмники Англии. Про такую «Пиратскую радиостанцию» и повествует хулиганский фильм «Рок-Волна», основанный на реальных событиях. Говорят, у красной рыболовецкой шхуны, мелькающей на экране, даже есть прообраз – судно «Radio Caroline». В центре сюжета – молодой парень хипстоватого вида по имени Карл, который попадает на пиратскую станцию в воспитательных целях: он вылетел из школы за курение всякого запрещённого. Мать отправляет его к крестному отцу Квентину поучиться уму-разуму. Но так как Квентин и есть глава пиратского рок-радио, 17-летний юноша оказывается в атмосфере безудержного веселья, алкоголизма и раздолбайства. Параллельно с личной драмой Карла, который тщетно пытается найти своего отца и наконец-то потерять девственность, развивается и конфликт между эфирными пиратами и властями. Премьер-министр издаёт указ в течение года прикрыть лавочку «Радио Рок» и ей подобные. Но вместо того, чтобы волноваться, смешливые ди-джеи продолжают лезть на рожон:

Рок – это свобода. На протяжении всего фильма продолжается безмолвная борьба между власть имущими и ценителями хорошей музыки. Министры принимают закон о запрете британцам размещать рекламу на неофициальных радиостанциях – пираты приманивают клиентов из Штатов с помощью известного в Америке ди-джея Гевина. Министры решают физически отлавливать судна – пираты снимаются с якоря и отправляются в плаванье. В итоге мы и так знаем, кто победил, это в киношедевре не главное. Как и алкоголизм, танцы, азартные игры, девки по сексосубботам и много шуток ниже пояса. Красной нитью через весь фильм поднимаются важные вопросы и темы -  о дружбе, о любви, о предательстве, прощении, духовных скрепах и борьбе за свою свободу. Поэтому двухчасовая комедия и получилась столь объемной, разноплановой и интересной. А ещё азартной, заводной и гомерически смешной.

Во многом фильм «Рок-волна» получился столь искромётным, благодаря шикарному подбору актёров. Наверное, если просто чисто гипотетически запереть в одной каюте Билла Найи, Филипа Хофмана, Риса Иванса и Ника Фроста, через час они выдадут столько классных идей и шуток, что хоть новый сценарий начинай. И им, и остальным артистам удалось блестяще попасть в своих персонажей. Да и с героями повезло: таких разнообразных типажей в одном ковчеге мог собрать только старина Ной. Чокнутый ди-джей Ангус, непроходимо тупой Кевин, вечно похотливый Дэйв в исполнении Фроста. Особняком живёт обладатель бороды покруче, чем у Вассермана – аутичный меломан «Рассветный Боб», ведущий утреннее шоу с 3-х до 6-ти. Есть на пиратском судне и товарищ в кожаных штанах и шляпе с полями – суперпопулярный ведущий Гевин в исполнении не менее известного рок-музыканта Риса Иванса. По соседству с ним обычно завтракает серьезный и скромный работник информационного отдела Джон, смысл жизни которого в новостях и погоде. В общем, спектр очевиден. Но большинство девушек отдали бы своё сердце, конечно, немногословному красавчику с псевдонимом «Полуночный Марк», который ведёт ночной эфир и парой слов может довести слушательниц до оргазма…

Да, с таким голосом не мудрено быть любимцем публики. Но всё же удивляет размах этой народной славы. Раз в две недели в субботу к Марку приезжает целый катер красавиц, вместе с которыми он едва влезает в одно стандартное по размеру банное помещение. В конце фильма мы всё-таки узнаем секрет его успеха.

Радует, что актер, озвучивающий Марка в русском прокате, тоже прекрасно справился с поставленной задачей. Кстати, пару слов о дублированном переводе. Герои пиратского радио говорят голосами Романа Трахтенберга, Сергея Стиллавина, Антона Комолова, Севы Новгородцева, Ольги Шелест, Тутты Ларсен и других звезд отечественного радио и телевидения. Но главное не фамилии, а то, как блестяще они донесли нам нужные интонации, акценты, эмоции и великолепный английский юмор оригинала. Даже перевод некоторых имён получился уместным. Например, одного из главных злодеев фильма – депутата, который занимался ловлей радиопиратов – в оригинале зовут Twatt, - слово, созвучное с существительным «Мерзкий тип». В русскоязычной версии парень получил ласковую фамилию Бездюк.

Несмотря на высокий рейтинг и отличные отзывы аудитории, критики восприняли «Рок-волну» неоднозначно. В своём родном британском прокате фильм и вовсе провалился из-за слишком длинного хронометража (на тот момент лента шла 135 минут). Создатели волевым решением вырезали из кинокартины треть часа, прежде чем выпустить её в мир, тем самым сократив и список великолепных саундтреков.

И все-таки Ричард Кёртис смог снять что-то поистине острое, саркастическое, яркое, заводное, цепляющее и при этом гармонично наполненное классикой рок-музыки. Да, музыка – это ядро всей кинокартины. «Говорящие» мелодии дополняют повороты сюжета или объясняют состояние персонажей. А уж погружаться в этот звук по ходу ленты – ни с чем не сравнимое удовольствие. Ведь в фильме прозвучали культовые исполнители разных времён: и The Rolling Stones, и The Turtles, и Jimi Hendrix. Cписок можно продолжать. Разве что почему-то обошли стороной The Beatles, хотя временные рамки фильма как раз совпадают с пиком их популярности. А может, и хорошо: если бы зритель слышал в этом сумасшедшем коктейле ещё и композиции ливерпульской четверки, он рисковал бы от счастья не дожить до конца сеанса.