The Ataris в клубе Backstage: «Ну здравствуй, папа!» || Backstage || 10/03

Репортажи

Автор: Евгений Рыбкин

За 50 лет своего существования панк-рок добросовестно исполнял обязанности родителя для множества поджанров, появившихся на свет в результате его случайных связей с другими рок течениями. Он был для них отцом, воспитывая в своих отпрысках присущий ему нигилизм и антисоциальность, и по-матерински заботился об их чувстве прекрасного. Тексты жесткого гимна протеста постепенно обросли любовной лирикой, а скоростные аккорды разбавились мелодичными соло партиями, ставшими отражением внутреннего мира исполнителя. Поэтому немудрено, что с приставкой «поп-» сегодня выступает добрая половина всех панков мира. А если они захотят приехать в Россию, то куда они непременно заскочат на огонек? Правильно, в Санкт-Петербург – город страсти, мечты и бесконечного вдохновения.

«А не махнуть ли нам туда?» спросили себя участники группы The Ataris и прилетели из Штатов прямиком в питерский клуб Backstage, чтобы выступить для русской публики и поделить сцену вместе со своими уже взрослыми и окрепшими «детьми».

В заявленное время холл Backstage, заполняется желающими окунутся в мир поп-панка с головой. Но пока им суждено лишь раньше время промочить ножки, так как вход на танцпол пока закрыт и им остается еще полчаса ждать начала концерта в холле, слушая доносящийся со сцены чек западных гостей. Ну хотя бы разогрелись. И речь не про фанатов.

Разогревать их берется группа Panda – младший из всех «детей» The Ataris. Молодые горячие панки стараются максимально продуктивно использовать отпущенное им время и играют разнообразный сет из взрывных треков, разбавленных лиричными композициями и душевным инструментальным интро. Репертуар у парней местами головокочательный, местами спокойностоятельный, но как они ни стараются синхронно сотрясать воздух своими телами, публике более близок второй вариант. И это не их вина, они прекрасно исполняют свой долг. Это вина трезвого ума, который ни в какую не пускает тела пришедших в пляс под незнакомые песни. Зато стиль их игры оценил дверной карниз, свалившийся со своего законного места из-за взрывных аккордов. Вообще, Panda зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, и свой сольный они еще сыграют.

А пока они уступают место среднему брату – группе Порт (812). Панки постарше настраивают свои инструменты на нужный лад и с первых аккордов, делят аудиторию на два лагеря – циркачей и наблюдателей. У сцены постепенно зарождается движение, которое оттесняет нелояльно настроенных к слэму в дальние уголки зала. Из инструментов в умелых руках льется поток панк-рока, а умелые тела готовятся этот поток принять на себя. Публика образует своеобразную воронку, кружащую ее в разные стороны, внутри которой самые смелые начинаю толкать товарищей, оказавшихся поблизости. Пол Backstage сотрясают прыжки самых преданных фанатов, но дальше сего действия азарт толпы не заходит. Порт (812) завершают свое пребывание на сцене историей своего знакомства с The Ataris и готовят собравшихся к появлению неожиданных гостей – настолько неожиданных, что Порту даже пришлось поделиться с ними своими инструментами.

Речь идет о знаменитой группе 1.5 кг, которые спустя четыре года специально воссоединились для выступления с западными коллегами. Публика встречает старшего брата во главе с вокалистом Дмитрий Ганжой с максимальным ажиотажем, отчего складывается впечатление, что многие заплатили деньги за билет не ради объемного сета The Ataris, а ради короткого шоу «полторашки». «Вы супер группа», «В жопу атарис» - кричит кто-то из толпы, и от этого скажу я вам, ощущение сложившейся теории плавно перетекает в уверенность. Первые удары барабанных палочек, первые движения медиатора по медным струнам и первые слова песни «Бери доску» вынуждают стены Backstage максимально сильно напрячься, чтобы не развалиться от того безумия, что начинает творится внутри клуба. Слэм, крики, безудержные овации – это лишь малая часть происходящего. Группа бьет своим колоритом наповал, причем делает это так сильно, что некоторых со сцены приходится выносить на руках. А это охранники здесь не одобряют. «Раз нельзя по воздуху, то будем по земле» решают фанаты и проверяют пол на прочность с таким усердием, что приходится бояться за нижний этаж. Эмоций здесь невероятно много и крик «я сейчас заплачу бля*ть» становиться кульминацией всего короткого выступления 1.5 кг. Раз хочется поплакать - плачь. Ностальгические слезы вступят в реакцию с потоком панк-рока и вынесет крышу Backstage в далекой путешествие по воздуху. Не дотянули чуть-чуть, крыша остается на месте, а группа свое место покидает. «Еще, еще, еще. Полторашка, Полторашка», - кричит публика в конце сета группы. А те мирно уходят, не обещав вернуться. Зачем же вы так, парни, с фанатами обходитесь. Вернули их в веселое прошлое и так быстро покинули сцену. Так ведь не просто ушли, а еще и прихватили некоторых посетителей с собой. Серьезно, мне показалось, что с уходом 1.5 кг дышать в клубе стало чуть полегче.

The Ataris выходят на сцену не к разогретой публике, а скорее к удовлетворенной. Коллектив исполняет все свои хиты, но атмосфера их выступания на пол головы уступает сет-листу предшественника. Нет, публика все также кричит любимые композиции, все также слэмиться и все также получает колоссальное удовольствие от происходящего, но энтузиазма проломить стены клуба у желающих явно поубавилось. Это вдвойне странно, потому пальма лидерства возле сцены от более старшего поколения перешла к молодым студентам. Скорее всего парни уже готовенькие, и подстать мясным стейкам расслабляются и «доходят» после интенсивной жарки. 

Я не даром сравнил The Ataris с родителями, ведь в подаче своего материала они превосходят всех. Перемешайте высочайший уровень профессионализма и опыт музыкантов с их большим репертуаром, и вы получите гремучую смесь из экзотической игры на гитаре барабанной палочкой, большого количества тематических шумов и прогулки басиста «по рукам». Местами группа не стесняется экспериментировать, оставляя вокалиста на сцене одного для исполнения композиции «The Saddest Song», чтобы сохранить атмосферу трека и заменить мелодичные партии клавишных электроакустическим звучанием. Интересное все-таки зрелище, эти The Ataris. В конце шоу музыканты выходят на бис и окончательно прощаются с публикой северной столицы, сделав несколько фотографий и традиционное селфи.

В целом концерт The Ataris в клубе Backstage вышел крайне занимательным, уникальным и в какой-то мере исторически важным, подарив нам краткий реюнион классиков русского панк-рока. Но он вряд ли запомнится западным панкам надолго, так как их триумф превратился в обычный концерт в стенах очередного клуба.

P.S. Если вы когда-нибудь будете организовывать концерт The Ataris, не зовите 1.5 кг к ним на разогрев или вам придется поменять их местами.