Панк умрет, а я останусь. BIG PUNK DAY || MOD ||25/02

Репортажи

Автор: Алина Калистратова

Клуб MOD  давно ассоциируется с самыми яркими музыкальными событиями. Местная сцена из года в год испытывает на себе множество жанров. То она плавиться под тяжестью хардкорных  рифов, то дрожит от электронных рейвов, а то и застывает в гипнотическом трансе. В этот вечер MOD атакуют панки. Грядет BIG PUNK DAY! 5-ти часовой панк-марафон с лучшими бандами из Петербурга и Москвы. Это первый концерт из череды отвязных рок-встреч, ставших уже традиционными для этого клуба. Остались считанные минуты до начала. Народ совместно с корреспондентом BlackBirdRadio готовы ловить панк-волну!

 

Когда стрелки приближаются к 19:00 на сцене появляются признаки жизни. Носятся звукари, проверяют  инструменты музыканты. С кожаных пристанищ постепенно поднимаются гости. Одни направляются в центр залы, другие на второй этаж – в уютную барную зону. Я следую к сцене за первым составом.

 «Разбор полетов» не заставляют долго томиться в ожидании. Эти молодые панки, несмотря на близость по возрасту к скоплению у сцены и доступный пофигистический подтекст песен, не в силах завладеть вниманием публики. По застывшей позе вокалиста видно, что группе не хватает сценического опыта. Его блуждающий взгляд  излишне противоречит собственной внешней невозмутимости и ровному вокалу. Гитарист наоборот выразителен и в вокале, и в движениях, и в мимике. Это визуально разъединяет группу. Творчество ребят кажется однотипным, даже скучным. Треки музыкально насыщенные, но тематически неполноценные. В каждой песне ты ощущаешь привкус предыдущей, поэтому не отличаешь одну от другой. Тема пассивного бунтарства слишком очевидна для их возраста и направления, поэтому имеет перспективу замкнуться на маленьких площадках. Однако «Разбор полетов» обладает драйвом и юношеским азартом. Видимо, этот факт движет коллективом и, надеюсь, выведет его из подобия традиционному панку к своей собственной стилистике. Слишком очевидно, что данная группа – проходной вариант, но для ее участников это хороший шанс засветиться.

Следующих мужичков в простых футболках с гитарами наперевес можно назвать группировкой, ведь Apple Shampoo похожи на дружбанов, которых объединяет ушедшая молодость, любовь к футболу  и гараж, в котором они по старой привычке собираются украдкой. Данный образ отлично дополняется их ускоренными задорными рифами и шутками с залом. На сцене они, действительно, зажигают. Ностальгический панк и остроумие заводят публику, а в сочетании с призывом к 5тикратным повторам «Хей Хей» подаются первые признаки слема. С высоты второго этажа я наблюдаю, как люди с радостными лицами скачут и прыгают с места на место. Дружный прыг-скок выглядит очень забавно, но не вызывает испуга за жизнь скачущих кузнечиков. Последняя премьерная песня, с еще невыпущенного альбома, посвящается сборной «Аккапела». Звучит братское: «Помяни парней. Сердце бьется все быстрей». Образ 30-летних раздолбаев подобран удачно, он идеально вписывается в разогрев, но на большее в этом фестивале не претендует. Последнюю фразу можно адресовать и группе «Площадь Ленина». Они позитивны, порывисты и игривы. Ребята легко увлекают зал, поскольку публика успела эмоционально подзарядиться.  Коллектив обходится минимумом из матерных высказываний, хлопков и призывов к массовой толкотне. Уже не нужны мощные композиции и улетные свободолюбивые тексты. Толпе требуется лишь заправка к слему. Такой ядреной приправой является группа «Свобода важнее моды». Песни отходят на второй план.  Зрители вовлекаются в шоу. Многие обитатели галерки  перемещаются на лестницы, спускаются вниз, чтобы лицезреть полеты резиновой куклы и запуски фанов в толпу, в том числе и выступление знаменитого мальчугана Петеньки (заядлого тусовщика и начинающего рокера). Пока другие детки покоряли горшки, он покорял панк-тусовки, став неотъемлемой частью последних. Ребята из СВМ не останавливаются на достигнутом. Вокалист и главный балагур группы Даниил делает весьма необычное предложение залу. Он приглашает зрителей на сцену, чтобы те увидели мир «глазами ебан…х рок-звезд». Желающих погреться в лучах славы оказывается больше, чем требуется для заданой площадки. Даже повышенная тесность не мешает группе продолжить начатое действие. Через несколько секунд толпа, держась за промежность, выкрикивает по велению вокалиста Даниила золотое наследие группы «Руки вверх»: «Крошка моя, я по тебе скучаю и т.д.» и пускается в диско-дэнс в честь Иисуса уже под собственный трек СВМ «Я танцую диско, пока трясется писька». Вы понимаете о чем я? Наверное, нет. Я тоже не совсем адекватно воспринимаю происходящее на сцене. Но такие причудливые эксперименты со зрителями – обычная практика для данной группы. Конкретно этот эксперимент в круге поклонников коллектива зовется «биг бог панком». «Свобода важнее моды» своим примером показывает, что треш - новая трактовка панк-бунтарства и самый короткий путь к зрительскому вниманию. Правда, чувствуется, что группа, активно используя эпатаж, маскирует недостаток интересных песен.  Треки ребят смешные, но тексты одноразовые и пошлые. Коллектив полностью настроен на основной сегмент своих слушателей (подростков) и выглядят как нелепая карикатура на панков. Последующие москвичи из Plush Fish продолжают линию девиантного поведения и принимаются залом на ура. Да,  они также используют мат,  выкрики и шутки ниже пояса, но лишены дурачества, присущего прошлому коллективу. Они серьёзны в тяжёлых гитарных рифах и уперты  в позиции аполитичности, пусть и ожидаемой от панк-группы.

На последнем – главном коллективе этого вечера, половина присутствующих испаряется, потому что считает, что пора затусить в месте покруче.  Мастодонты панка -  Порт(812) остаются в небольшом круге поклонников, включая тех, кто просто не торопится уходить. Публика, конечно, вознаграждает, группу и криками, и толкучкой, и хардкорным серкл-битом. Она очарована харизмой вокалиста и мощной целостной подачей всех участников коллектива. Только на сцене периодически появляются знакомые лица из «Пл. Ленина» и ироничные рожицы из «СВМ», которые кривлянием и беспутыми криками мимо нот мешают выступлению хедлайнеров. Классное сильное завершение фестиваля превращается в убойный сабантуй, меняя заданную концепцию «увидеть и услышать» на «поорать и покорчиться рядом с любимой группой». Картина похабная и достаточно жалкая. Кажется, что очевидный победитель облажался в финале. Его затмили неравные противники. От того,  последняя строчка песни «Мы мудаки на на», сопровождаемая хором всех гостей, звучит так актуально и оправданно. Концерт оказывается не зе бест.

Любую группу делает  значимой публика, но стоит ли удовлетворять её банальные запросы? Сегодняшний фест показал,  что потребности толпы ставятся выше индивидуальности. На улице 2017й, а идеи андеграундных подмостков все также востребованы,  но не реализованы. Причина кроется не в политических и идеологических рамках, а в головах слушателей. Хлеб и зрелища по-прежнему торжествуют над свободным музыкальным миром. Занавес.

 

Смотри фотоотчет с BIG PUNK DAY