Окна открой 2017: Впусти небо, вдохни рок

Репортажи

Автор: Евгений Рыбкин

Когда в городе появляется афиша, на которой большими буквами написано ОКНА ОТКРОЙ, и рядом мельтешат названия самых популярных отечественных рок-групп, рядовой фанат русского рока сразу понимает, чем займет себя в указанную организаторами дату.

 

Он рано встанет, возьмет с собой повидавший многое флаг, купит в магазине пиротехники несколько фаеров и отправится на стадион ЛЭМЗ. Не без труда пройдет пост охраны, где оставит весь алкоголь с едой, а потом отправится занимать место вблизи сцены или же предпочтет уютно устроится на одеяле где-то на территории фестиваля. Знающий фанат заранее изучит лайнап мероприятия, чтобы успеть послушать как можно больше команд, раскинутых на две сцены: малую-альтернативную и основную. Главные продуманы захватят с собой фотоаппарат и наберутся смелости отлавливать музыкантов, чтобы сделать с ними снимок. Самые смелые даже разработают диверсионный план, по которому смогут на «безалкогольном» мероприятии достать горячительное, втихую его выпить, а потом бросить пустую бутылку в туалете. Кто-то захочет приобщить к культуре совсем молодое поколение и облачит в рокерскую атрибутику девочек и мальчиков, еще недавно  писавших контрольные работы на тему одночленов.

Приятно вновь увидеть знакомые лица, в особенности молодые. Вот наш давний друг Петя сидит на плече у взрослого и вместо классиков готовится кричать заученные наизусть тексты. Он - некий лидер миниатюрной армии. Под его чутким командованием служит минифанатка, которая с заядлым рвением будет тянуть свою маленькую ручку вверх прямиком к музыкантам, молоденький «миниофицер», готовый носится по всему стадиону с флагом и другие «лилипуты», чье озорство заставляет как улыбнуться, так и позавидовать. Но в меру. От мало до велика – все готовы оттянуться по полной, когда ведущий Саша Семенов произносит долгожданную фразу: - «Спасибо, что пришли», и объявляет начало 16-го фестиваля ОКНА ОТКРОЙ.

Мероприятие разделено на три блока – утренний, дневной и вечерний, поэтому не удивительно, что сначала народу на площадке не так уж много. Пока на альтернативной сцене ведется последний прогон, основная сцена заливается звучанием молодых команд, прошедших отборочный тур. Молодую кровь представляют группы Гафт, Радио Раскольников, Анна Цы. По своему звучанию каждая команды индивидуальна. Кто-то отличается мелодичным женским вокалом, кто-то хочет запомнится экспериментальной музыкой в сочетании с эпатажным внешним видом, кто-то играет классический русский рок. Нельзя смело утверждать, что публике нравятся дебютанты, так как прием им оказан крайне сдержанный, но сами выступления насыщены той самой свежей энергетикой, которая подразумевает под собой главную идею фестиваля – открыть новые таланты. Я сильно надеюсь, что именно этой идей организаторы и руководствуются.

Стоит ли говорить, что с после отгремевших сетов главных хедлайнеров в лице Бригадного Подряда и Йорш, знаменуется настоящее начало фестиваля? Зажигаются первые фаера, зарождается первый слэм, включаются самые активные подпевалы и одновременно с этим стартует работа малой сцены. Первый блок, прошедший под эгидой панков, пробуждает в слушателях здоровой интерес к происходящему. Людей становится все больше, ходить от сцены к сцене становится все сложнее, так как включается эффект муравейника. Отдельного внимания заслуживают музыканты из Слот. Группе мало того, что зарабатывает себе дополнительный трек, ее удаются заставить зрителей забить все пространство возле сцены, отчего бедный оператор с краном проклинает каждого, кто мешает плавному движению камеры. Ребят, он же для вас старается. Когда будете показывать друзьям, где вы были, дерганье камеры вас самих напряжет. Не надо так.

В перерывах между сетами ведущий Саша Семенов проводит викторины на знание истории петербургского рок-клуба. К его великому сожалению, авангарду возле сцены, практически ничего не известно о первых питерских группах, зарождавших рок-волну Северной Столицы. Не много люди знают и о первом концерте Кино, но к счастью все в курсе, что недавно Цою исполнилось бы 55 лет. Знаете, Александр, обещанных каверов на Кино почти не было! Как так! Память музыканта почтила только молодая группа MONOЛИЗА c песней «Группа Крови», и хард-рокеры Ангел Небес со своей версией «Действовать будем мы». Отличные вышли каверы – самобытные, цепляющие, выдержанные в стилистике каждой команды.

Но все же обвинить музыкантов в чёрствости язык не повернется. Почти все хедлайнеры в лице юбиляров Санкт-Петербург (группе исполнилось 50!), Агаты Кристи, Кукрыниксы, Пилот, тех же Ангела Небес, в перерывах между треками помимо привычных бесед в стиле «вы самые лучшие» и т.п. много внимания уделяют наболевшей теме – терактам. Музыканты всячески создают атмосферу единения, из раза в раз повторяют слова поддержки и посвящают песни всем, кто пострадал «в этой бессмысленной войне». Рокеры вообще очень чувственный народ. Когда беда приходит к кому-нибудь в дом, они никогда не отворачиваются от собрата. Так и в этот раз, организаторы поставили на территории фестиваля точки сбора денег, предназначенных для годовалой дочки одного из участников группы Кайф.

 

Второй блок представлен более тяжелыми командами. Мастодонты жанра в лице Арии, жгут напалмом и без того горячую публику, исполняя свои самые знаменитые хиты. Несмотря на разнообразие популярных композиций, группа в очередной раз повествует о бытности гладиаторов в Колизее или путешествиях Короля Дороги. Исполнено все как всегда на высшем уровне, однако чувство дежавю не может не омрачить приятное времяпрепровождение. Хотя этим грешат все музыканты. Тот же Пикник, с их программой «Юбилейная Фантасмагория», представленной в марте в питерском СКК, или Агата Кристи во главе с Вадимом Самойловым (Саша Семенов назвал его ½ Агаты) со своими песнями о главном. Отрадой для зрителей служит появление группы Кукрыниксы, которые объявили о своем не совсем скором, но все-таки распаде. Возможно, коллектив Алексея Горшенева в последний раз берётся за инструменты на сцене ОКОН, поэтому ажиотаж, царящий во время их выступления вполне понятен. Со сцены звучат мощнейшие лирические и злободневные композиции, и те кто успел заскучать, моментально приходят в себя. Дабы не дать слушателю уйти в разнос от изобилия тяжелых риффов старички из Санкт-Петербурга предпочитают удариться в рок-н-ролл и разбавляют атмосферку легкими песенками в духе Элвиса Пресли.

«Почему нет», -  думают музыканты.

«Абсолютны согласны», - одобряет публика.   

Зрелище организаторы обеспечили. А как же хлеб? Тут все отлично. Цены на продукты вполне приемлемые. Никто голодным не останется. Хотя чтобы не пасть уставшим ниц необходимо отстоять очередь, которая почти все время держится возле палаток с едой. У тех, кто уже наполнил желудок и ждет определенную группу тоже есть выбор для нескучного времяпрепровождения. Площадка фестиваля наполнена развлечениями – батуты, дартс, зорбинг. Правда с последним прогадали, народу, видимо, не очень хочется носиться по ЛЭМЗ в стиле перекати-поле. Это не удивительно. Не каждому захочется кататься по стадиону полному людей и пропускать шоу именитых музыкантов.

Стоит отметить некоторые спорные решения команды Саши Семенова. Главная претензия публики касается распределения команд по сценам. Если в том году Скворцы Степанова или Площадь Восстания давали жару на большой сцене, то в этот раз фаворитов сместили на малую площадку. И все бы нечего, сходи послушай. Но выступление петрозаводской группы ImRam, публика встречает заявлениями в духе «сколько эти сектанты заплатили за выступление», «что они тут забыли». По мнению слушателей, музыка группы не подходит под формат рок-фестиваля, а больше годится для занятий йогой где-нибудь в горах. Мне кажется, что интересная манера исполнения на саскрите с использованием скрипки все же имеет место быть, но желание организаторов разместить коллектив на большой сцене все-таки выглядит спорно. Тем более, когда неподалеку Скворцам убойно подпеваю «пипл отдыхает», звуки древнеиндийского наречия не только сами смотрятся неуместно, но и зрителей ставят в ступор.

 

В то время как на большой сцене выступаю гиганты (и не только) на малой сцене в основном играют малоизвестные команды (и не только). Каждая команда делает все возможное, чтобы запомнится публике и вновь увидеть ее уже на своем сольном концерте. Если именитые команды ограничиваются лишь музыкальным исполнением, то вот новички придумывают различные способы засесть не только в головах слушателя, но и в плеере. Например, группа Наитие во время своего выступления устраивает настоящий подиум с моделями, ставит музыкальные сценки, а в определённый момент и вовсе позволяет себе вольность заявить, что Пикник все люди и так знают, а вот их видят крайне редко. Также спорное заявление, если учесть тот факт, что лайнап фестиваля практически всегда один и тот же.

 

Кажется, что окружающим ничего не способно испортить настроение, люди все также выкрикивают любимые хиты, жгут фаеры, махают флагами с символикой разных групп и   даже дождь (спасибо, Питер), который четыре раза падал публике на касухи, не способен потушить огонь в сердцах собравшихся. Это способны сделать только организаторы, по чьей воле фестиваль растянулся лишь на 11 (хотя было заявлено 10) часов. Последняя участники в лице группы Пилот получают от толпы заслуженные овации и не менее заслуженные плакаты, поздравляющие группу с 15-летием. И когда Саша Семенов выходит попрощаться с публикой, ему уже и говорить то практически некому. Все уже давно бегут к остановке, чтобы успеть доехать на метро домой, вернуть в шкаф куртку с нашивками, убрать в ящик повидавший многое флаг, «смыть» ирокез, а затем сесть за компьютер, чтобы попивая чай, смотреть фото с фестиваля.