Хелависа в клубе Космонавт: Фольклор для меломанов

Репортажи

Автор: Евгений Рыбкин

Про таких людей как Наталья О’Шей говорят – «талантливый человек, талантлив во всем». Мультиинструменталист, писатель, лингвист и полиглот, женщина с тонким чувством прекрасного и проникновенными вокальными данными. Казалось бы, где искать встречи с таким человеком простому обывателю, которого не покидает навязчивая идея охарактеризовать каждое умение артистки красочным эпитетом, достойным самого бедного, но при этом самого гениального поэта. К сожалению, повидаться с Натальей О’Шей могут лишь ее друзья и родственники, которых она с радостью примет в гостях в стенах своего дома. Но вот Хелависа, ее сценический образ, всегда не прочь лично заглянуть в гости в самые разные города нашей необъятной Родины. Подготовив очередную музыкальную программу вместе со своим партнером из Мельницы Сергеем Вишняковым, Хелависа посетила Санкт-Петербург, где выступила в местном клубе «Космонавт».

В день концерта погода в Питере преподнесла традиционный сюрприз и опустила температуру с комфортного «плюс» в абсолютно неприемлемый «минус». Многим приезжим, не знакомым с ее причудами пришлось дважды, а может трижды, пожалеть, что они не прихватили с собой в северную столицу теплое пальто и крепкий зонтик. Почему я решил, что среди посетителей Космонавта оказались не только коренные жители, но и иногородние организмы? Да потому что людей в клубе собралось столько, что поставь их всех в одну линию, можно смело этой шеренгой выкладывать фразы из самых хитовых композиций Мельницы. Ну и потому что они сами активно обсуждают цели своего приезда. Пока посетители ведут компрометирующие беседы, коллектив не торопится выйти на сцену в заявленное в билете время. Космонавту со своими обитателями приходится довольствоваться предложениями из бара и предложениями из уст собеседника, так как даже фоновой музыкой колонки клуба решили поскупиться. Зачем? Почему? Не понятно. Остается строить лишь всякие конспирологические теории про то, что музыканты не хотят засорить уши будущих слушателей инородной музыкой, чтобы посеять в их сердцах смуту и, как герои былин, своим творчеством эту смуту повергнуть. Но это лишь теория. Одно знаю точно, что одного врага, со схожим названием «смог», коллективу удалось убить еще до появления, так как курить в специально отведенных комнатах посетителям запретили. Ну и ладно, хотя бы голосовые связки поберегут.

Хелависа с Вишняковым не из тех людей, что заставляют долго ждать. Традиционный антракт еще не начавшегося концерта длиться недолго, и артисты под бурные аплодисменты появляются из-за кулис (назовем эту неприметную дверку именно так) полные энергии, которую вот-вот начнет выкачивать аудитория. От этих артистов не ждешь экстравагантного начала, подкрепленного эпатажными движениями или срывающими поведенческие рамки мелодии, от них ждешь легкие, почти пушистые, настроенческие нотки, которыми сам не прочь поделиться с ребенком, когда читаешь ему сказку на ночь. Народ, набирайтесь опыта, пока можете. Сегодня вы дети, а Хелависа – сказочница ничуть не хуже Шахерезады из «Тысячи и одной ночи». По словам Натальи О’Шей программа вечера экспериментальная – музыканты «сочетают не сочетаемое и впихивают не впихаемое». Композиции отличаются временем написания, музыкальным звучание, языком текстов, а также на секундочку авторским правами. Да, все исполняют каверы, но подход Хелависы уникален в плане выбора материала.

Первая часть выступления состоит из классических композиций «Дорога снов», «Дороги», «Королевна» (композиция стала для меня саундтреком всего вечера), «Королевская охота», а также сольный инструментальный трек Вишнякова «Сrazy Spring», напоминающий чем-то хит японского композитора Yiruma «River Flow in You». Про них не хочется много говорить потому что, как уже было сказано ранее, эта музыка не предназначена для головокружительного отрыва, отчего и действие головокружительным не выглядит. Мелодичное звучание арфы и изысканные гитарные партии вперемешку с текстами, пропитанными фольклорными элементами, сплетаются в сеть, из которой не выбраться. Да и не хочется, если честно. Публика смиренно наслаждается представлением и сажает батарею телефонов в попытке создать теплую атмосферу. Но лично для меня она и без этих бездушных смартфонов излучает энергию, от которой этот чертов снег на улице безропотно растает. Единственное, что смотрится крайне неуместно, это жест «коза», в единичном экземпляре направленный на сцену. Ну зачем?

Больше внимания хочется уделить каверам, коими Хелависа решала разбавить свою и так немаленькую программу. Чтобы доказать свой меломанский музыкальный вкус, артисты подготовили винегрет из различных артистов. Кавер Pink «Try» в аранжировке звучит просто великолепно. Сам по себе несложный музыкальный набор вместе с вокальными данными Натальи О’Шей выглядит и звучит так, словно западная певица вовсе никогда не придумывала этот хит, а просто позаимствовала его у европейской коллеги. Ни произношение, ни подача не выдают в песне «творчески-разрешенный плагиат», а смотрится как самый настоящий акустический оригинал. Композиция «Dust in the Wind» знаменитой рок-группы Kansas звучит точности, как в оригинале. Не хватает только барабанных партий и электрогитары. Ну да и черт с ними. Слушать достойный кавер на песню, которую в оригинале уже вряд ли удастся услышать, одно удовольствие. Правда под такой саундтрек братья Винчестеры «мочить» нечисть не пойдут, они скорее с ними сказки почитают. Ну и в завершении части «творческого заимствования» реверанс в сторону песен группы Пикник и Калинов мост – «Немного огня» и «Улетай». Русскоязычные каверы получились несколько более блеклыми, но не менее страстными и сделанными с любовью. Все из-за того, что оригинальные мужские голоса все же являются очень уникальными, отчего аранжировка Хелависы звучит как ... Хелависа, а ее песен нам еще хватит, поверьте. Стоит ли говорить, что эта часть шоу оставит в сердцах публики неизгладимое впечатление? Стоит? Окей, эта часть шоу оставит в сердцах публики неизгладимое впечатление, которое никакой питерский дождь не смоет.

Уже сыграно 14 песен. Что!? Со сцены уже прозвучало 14 песен, сочетающих не сочетаемое и впихивающих не впихаемое, а стрелки на часах успели сделать на часах чуть больше полного оборота! Что!? В зале не чувствуется и толики усталости, а со сцены и вовсе звучит фраза «пора переходить к кельтской программе». Круто.

Перед исполнением «Black is the Color», «Двери Тамерлана», «Дракон», «Обряд» Хелависа и Вишняков исполняют две самые театрализованные песни – «Список кораблей» и «Никогда». Актерами в этих музыкальных пьесах выступают ни музыканты, ни публика, и даже ни «коза». Актерами здесь выступают бумажные корабли и дельфины, которых рукодельная публика достает из глубоких штанин, чтобы отправить в дальнее плавание по музыкальным волнам. Немного помяв бумажные произведения искусства, публика неожиданно для себя встречает композицию «Прощай». Неожиданно, потому что весь вечер Хелависа не давала не одного намека, что вечер придет к логическому завершению. А он оказываться и не пришел! Музыканты уходят со сцены, чтобы под бурные крики «ЕЩЕ, ЕЩЕ, ЕЩЕ» вернуться и исполнить еще две композиции «Сowboi» и «Lord Franklin», приуроченные к недавнему «Дню Космонавтики».

«Вот теперь, точно конец», - говорит О’Шей и, получив от аудитории в подарок цветы и накладные ушки, музыканты уходят за кулисы насовсем.

Сет-лист из 28 песен пролетел, как стрела из лука Тамерлана, и ранил сердца всего Космонавта. Наталья О’Шей и Сергей Вишняков сыграли один из лучших концертов, билеты на которые продавались в касса Петербурга в начале апреля. Отрадно знать, что в конце мая они вернуться в свой любимый Космонавт уже не вдвоем, а всем составом Мельницы. Советую не пропустить.

 

P.S Питерская погода, лучше не стоит вступать в бой, в котором ты обречена на поражение. Против такой музыки у тебя нет шансов.