Группа Пикник в СК «Юбилейный»: Ода фантасмагории, сумбуру и гротеску

Репортажи

Автор: Евгений Рыбкин

С наступлением весны приближается не только пора долгожданных рок-фестивалей под открытым небом, но и любимейшее время для поклонников устраивать задушевные посиделки с друзьями где-нибудь на просторах загородных полей и просек. Казалось бы, что эти вещи взаимосвязаны лишь на уровне эмоционального удовлетворения и веяния свежего воздуха вокруг, но ленинградская рок-группа Пикник лишь одним своим существованием доказывает ментальную связь этих популярных людских забав. В преддверии Международного женского дня коллектив накрыл поляну в стенах петербуржского СК «Юбилейный», чтобы отпраздновать свой 35-й день рождения и в очередной раз поведать нам истории и о манекене, шамане с тремя руками и прочих излюбленных многими персонажах.

 

Начало концерта запланировано на семь часов вечера, однако сами двери комплекса распахиваются перед фанатами уже в шесть. Коридоры «Юбилейного» быстро заполняются желающими окунуться в мир фантасмагории, превращая просторные проходы, в территорию причудливых шляпников, будто вышедших из-под пера Льюиса Кэрролла. Мимо них спокойно прогуливаются обыватели, дополняя происходящее толикой обыденности современного общества. Стены внимательно слушают и впитывают впечатления посетителей от происходящего вокруг, а также их предвкушение грандиозного события. Слово за слово, стакан за стаканом, и время на часах склоняется к заветной «19-00», объявляющей общий сбор в центральном зале комплекса, где, как ни сложно догадаться, будет сыграна ода фантасмагории, сумбуру и гротеску. Кроме привычных и не очень инструментов, сцену здесь украшает огромная полусфера, испещренная маленькими квадратами, свет которых заполняет залу всеми цветами радуги. По обе стороны от нее находятся огромные экраны, а колонки пока служат проводником для музыки, задающей атмосферу вечера.

Несмотря на самое подходящее для этого время, Пикник не торопится появиться на поляне. Нетерпение фанатов нарастает с каждым движением, происходящим на сцене. Стоит музыке замолчать, а свету потускнеть, как овации, предназначенные музыкантам, по ошибке льются в сторону любого звукоинженера или световика, почтившего своим появлением пустое пространство между барабанной установкой и синтезатором. Томительное ожидание, нарастающим желанием, дает возможность опоздавшим оказаться внутри всего действия, чтобы узреть выход барабанщика группы Леонида Кирноса. Появление первого участника коллектива приводит толпу в дикий восторг, отчего остальным музыкантом остается только спокойно появиться под сокрушительные аплодисменты ожившего «Юбилейного». Двигаться начинает не только танцпол или сидячие места, но и огромные экраны, на которых фамильярно расхаживают фигуры артистов.  Впрочем, не только музыканты прогуляются внутри величественных чудес техники. С них на зрителей взглянут герои каждой песни, которые группа запланировала исполнить.

Концерт начинается со слов вокалиста Эдмунда Шклярского, чей хриплый и притягательный голос приветствует прибывших на поляну любителей насыщенных и красочных вечеров. С первых же прозвучавших аккордов публика оказывается в мире, столь любимом многими сказочниками и художниками. По сцене бродят оживший манекен, а с экранов льется свет от анимаций, похожих на классические заставки Windows XP. Персонажи хитовых композиций обретают материальный облик прямо на моих глазах – сюрреалистические фигуры девушек, шарманщиков, лекарей и даже комичный образ Иоганна Себастьяна Баха, воплощенные живыми актерами, украшают своим появлением композиции «Азбука Морзе», «Кукла с человеческим лицом», «Глаза Очерчены Углем» и превращают действие в некое подобие театра. Актерствуют здесь все, а реплики, заученные за многие годы прослушивания всех альбомов, сами собой звучат из уст толпы. Как по команде некоего вселенского разума «Юбилейный» озаряют бездушные экраны смартфонов, которые как море светлячков летают над головами фантосмогоричной поляны. Изюминкой концерта, как всегда, становятся уникальные инструменты вокалиста. «Живая виолончель», прикрепленная на живую девушку, открывает новое значение фразы «касаться струн души», а «новоегипетский инструмент», как рог древних, пронзает весь зал оглушительным звуком. Время безжалостно поглощает драгоценные минуты концерта, и как любая сказка он тоже имеет свой конец. На последних композициях знаменитый футбольный комментатор Виктор Гусев оглашает состав группы и объявляет дополнительное время. Счет пока равный - музыканты бьют по обороне публики своим уникальным шоу, а фанаты до последнего обрушивают на них шквал аплодисментов. Лишь на заключительных двух композициях Пикник прибегают к секретной тактики и меняют состав - музыканты уходят со сцены и возвращаются спустя несколько мгновений, одетые в шляпу, и исполняют трек «Сыграем мне еще». В оглушительном реве «Юбилейного» слова песни можно расслышать как «Играем еще». Под натиском такого аргумента рушится любая оборона, впечатление дополняет возраст коллектива. И пускай шоу на сегодня закончено, уверенность в следующем аккорде остается.

Пикник - одна из старейших российских рок-группа. Они не просто могут, а должны дать фору молодым. Старички продолжают креативить, удивлять и радовать своих фанатов. Сами музыканты считают, что им место в Египетском зале Эрмитажа. Судя по увиденному, им туда, конечно, рановато, но вот экспонаты из них явно получились бы крайне харизматичные.