The Wall: психоделика от маэстро эйсид-рока Пинк Флойд

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

Длинный коридор, горничная, двери, комната. Главный герой сидит в кресле и стеклянным взглядом буравит телевизор. На его двери – мощная цепь, которая трясется от натиска фанатов и в итоге не выдерживает напор. Толпы ликующих людей прорываются вперёд и бегут к сцене, где наш знакомый начинает свой концерт. А точнее – нацистский митинг, ведь вместо оцепенения на нём уже костюм фюрера. «Бред какой-то», - скажете вы, но не спешите делать выводы. Да, на первый взгляд, происходящее на экране тянет на больную фантазию героинового наркомана. Однако – на самом деле, с этого психоделического потока сознания начинается великое путешествие, вернуться из которого никто не сможет прежним. И имя ему – «Пинк Флойд: Стена».

Поистине гениальная кинокартина Алана Паркера The Wall или Стена основана на одноимённом альбоме группы Pink Floyd. Сценарий к фильму создавал один из лидеров коллектива Роджерс Уотерс, и более того, говорят он изначально задумывал комплексный проект: пластинку + сценические выступления + киноленту. Возможно, именно поэтому диск получил особенную концепцию построения - близкую к рок-опере, а также своё необычное звучание, не похожее на прошлое творчество Пинков, но одновременно совершенно узнаваемое…

В центре повествования как альбома, так и фильма – мистер Флойд, урождённый Пинкертон, сокращенно, конечно, Пинк. С самого детства он сталкивается с жестоким, никем не контролируемым миром: сначала смерть отца на Великой Отечественной, затем параноидальная опека матери, некомпетентные учителя, подавляющие детскую личность, жена, требующая внимания… И если другие выбирают борьбу с обстоятельствами, то Пинк, напротив, всё дальше и дальше уходит в наркотики и в себя, выстраивая вокруг иллюзорную стену. Каждый раз, когда случается нечто плохое, герой закладывает в неё очередной кирпич, и в итоге оказывается изолированным от общества. Но так ли хорош этот способ защиты от бед? - ставит перед собой вопрос Роджер Уотерс, и в конце кинокартины, пожалуй, отвечает на него отрицательно.

Впрочем, стена – это тот фильм, про который не получается рассказывать последовательно и логично. Он и воспринимается совсем не так, как другие картины своего времени. (а напомню, данный арт-шедевр создавался в 1982м году). Это эксперимент над мозгом и сердцем, психоделика в чистом виде. Зрителя постоянно переключают между фантазиями главного героя, его воспоминаниями и метафорическими образами. В том числе из-за почти полного отсутствия диалогов, музыкальный фильм воспринимается и запоминается яркими сценами, великолепно прорисованными анимационными картинами в духе сюрреализма и отдельными впечатляющими моментами. Например, композицию «The happiest days of our lives» сопровождает отрывок из школьных воспоминаний Пинка и соответственно - Уотерса. Учитель на уроке вырывает у него из рук свеженаписанное стихотворение и, глумясь, зачитывает перед остальными.

 

В этом стихотворении не трудно узнать текст песни «Money» – очень известного произведения Pink Floyd с альбома «Dark side of the moon» - ещё один намёк, что история экранного героя имеет под собой реальную основу. Роджер Уотерс рассказывает нам об учителях, которые срывают свою злость на детях, оставаясь безнаказанными. Они кнутом и ремнем вбивают несчастным в головы заученные алгоритмы, чужие ценности, непонятные правила. И как итог: образовательный процесс вместо воспитания личностей с большой буквы Л, штампует на конвейере социальных деградантов, похожих друг на друга, как капли воды. Так мы подошли к одному из ярчайших моментов в киноленте – к песне «Another brick in the Wall. Part II». Под её ритмичные яростные переливы мелодии сотни безликих детей колоннами шагают по коридорам и падают в одну общую мясорубку. Ну а знаменитой фразой с двойным отрицанием «We don’t need no education», авторы хотели сказать что-то вроде: «Нам не нужно такого образования».

 

По сюжету ленты, мальчик Пинки вырастает в знаменитого рок-музыканта, но по пути умудряется оттолкнуть всех близких людей, уходя всё глубже и глубже в собственную скорлупу отчуждения. Его стена - его защита от внешнего мира, его крепость из воспоминаний и наркотических фантазий, его зона комфорта. Но вот только счастливым она его сделать не может. Напротив, каждый новый кирпич как очередной гвоздь на крышке его гроба. И в итоге наш герой оказывается замурован под звуки песни Nobody Home.

Кинокартина заканчивается  очень неоднозначно. По решению суда в собственной голове, Пинк взрывает стену усилием мысли, и теперь ему предстоит встреча с реальным миром один на один. С другой стороны – мы видим, как обломки собирают дети. И каждый из них наверняка использует их для строительства собственной стены.

Этот эксцентричный фильм опередил свое время не только антисоциальными мыслями и вызовом обществу. Он определенно прыгнул выше головы и в операторском мастерстве, и в режиссёрских ходах. Некоторые сцены смотрятся безусловно кислотными, другие – лаконично-аккуратными, третьи – бредом безумца, но все они не оставляют равнодушными. А ведь в этом и заключается главная сила искусства. Так, и многие музыканты подтвердили, что альбом и киношедевр The Wall оказали на них огромное влияние. Например, британские рокеры Kasabian. От их песен с альбома Velociraptor просто сквозит аллюзиями на Пинк Флойдовскую стену.