«Криминальное чтиво» - классика в своём жанре

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

Фильм начинается с почти хрестоматийного отрывка про типичное ограбление, который может быть вырезан из любой, даже очень паршивой, криминальной ленты. Ну а булькающие звуки мелодии в стиле сёрф-рок прежде всего ассоциируют с французской киносерией «Такси» и почему-то приписывают авторство песни  группе Black Eyed Peace. Хотя они всего лишь добавили туда два слова «Pump it». На самом же, композиция принадлежит королю сёрф-гитары Дику Дэйлу, а вступительные титры, идущие под неё на экране, любому зрителю дадут понять: мы смотрим не просто очередной боевичок.

Это – классика  в своём жанре – фильм «Криминальное чтиво». В ролях: Джон Траволта, Сэмуэл Л. Джексон, Ума Турман, Брюс Уиллис, Тим Рот, Аманда Пламмер. Сценарий и режиссура – Квентин Тарантино. Ну и так далее в лучших традициях мастера.  Убийственный рок-саундтрек, драйвовый сценарий, масса кетчуп-кровищи и слово «fuck», которое звучит в ленте по самым скромным подсчётам 271 раз. Но всё же «Pulp Fiction» отличается от прочих шедевров Квентина и стал воистину культовой картиной в его фильмографии. Наверное, всё дело как раз в закрученном нелинейном сюжете. 3 истории разворачиваются параллельно в едином времени и пространстве. Однако – герои  пересекаются, концы запутаны, а восстанавливать хронологию – только пропускать драгоценные секунды фильма. Говорят, Тарантино хотел, чтобы все новеллы были поставлены разными режиссёрами, но в итоге никому не доверил своё детище. То, что у него получилось – достойно восхищения, а «Пальмовая ветвь» вкупе с Оскаром за сценарий – самые меньшие из возможных наград. Но мы всё же попробуем распутать драматургический клубок и рассказать вам самые интересные детали.

 

Новелла – Ситуация с Бонни

В «Криминальном чтиве» новелла про ограбление в кафе идёт последней. Однако если разворачивать историю в хронологическом порядке, то сюда войдут все сцены с Винсентом Вегой и Джулсом Винфилдом. Двое бандитов в исполнении молодых Траволты и Сэмуэла Джексона проводят время в философских беседах обо всём на свете: о боге, о массаже ног, о четверть-фунтовом бургере, о Европе. В перерывах - они решают мелкие проблемы своего криминального босса – Марселласа Уоллиса и иногда разъезжают на шикарном «Шевроле Малибу» 1964го года. (Автомобиль, кстати, принадлежал Тарантино и был угнан во время съемок фильма). На удивление харизматичные герои отличаются не только цветом кожи. Джулсу всё время везёт: читая отрывок из Библии, – по большей части, выдуманный, - он крошит неугодных направо и налево, а сам выходит сухой из воды. Его даже очередь из пуль в упор ни разу не задевает. Винсент же вечно вляпывается в неприятности. И вот как раз «ситуация с Бонни» рассказывает, как Вега случайно пристрелил их мелкого информатора прямо в салоне автомобиля по пути к боссу. Товарищи вынуждены обратиться за помощью, и на сцене появляется он – импозантный чистильщик мистер Вульф. Эту роль режиссёр написал специально для Харви Кейтеля, и актер блистательно с ней справился. Выбравшись из передряги, Джулс решает навсегда завязать с миром мафии. Напоследок, уверовавший Джулс останавливает любительское ограбление в кафе, с которого начинается фильм, и нам снова показывают некий волшебный ящик, испускающий прекрасное голубое сияние. На загадке лента заканчивается, но по хронологии – как раз дальше Винсент влипает в очередную дурацкую историю. На этот раз – с женой босса.

 

Новелла – Винсент Вега и жена Марселласа Уоллиса

Опасную Мию Уоллис исполнила молодая сногсшибательная Ума Турман. Актриса до последнего отказывалась играть в «Криминальном чтиве». Но Тарантино настолько сильно желал увидеть именно Уму в этой роли, что он звонил ей каждый вечер и начитывал сценарий по телефону. В конце концов, девушка сдалась. По сюжету, жена криминального авторитета очень скучает в отсутствии суженного, и Винсент Вега вынужден вывести её развеяться. Между персонажами сразу проскакивает ненужная искра, но по началу всё идёт неплохо. Ребята приезжают в странную закусочную «Джек Рэббит Слимс», где вместо столов – ретро-кары, а горячее подаёт Мэрилин Монро. Ну а слова Мии «Человеку, которому нравится Элвис, понравится это место» - на самом деле, являются заключением её теории о том, что всех людей можно разделить на 2 типа. Тех, кому нравится Элвис, и тех, кому нравится The Beatles. Эту сцену из фильма вырезали, зато целиком и полностью сохранили гениальный танец главных героев. Легендарный свинг Винсента и Мии под песню влиятельного рок-н-ролльщика Чака Берри до сих пор считается лучшей танцевальной сценой в Голливуде. Хотя Уме Турман песня «You can never tell» совершенно не нравилась, Тарантино был убежден, что она – идеальна. И ведь не ошибся!

Запутанный сюжет из трёх новелл включает в себя даже почти романтичную историю: между преступником Винсентом Вегой и женой его босса Мией Уоллис. Под эту страстную композицию американских рокеров Urge Overkill босая Миа в исполнении Умы Турман заманчиво танцует в гостиной комнате, а Винсент-Траволта репетирует перед зеркалом в туалете свой уход, яростно желая остаться на ночь. И вот казалось бы дело идёт к логичному финалу, но тут Миа находит в пиджаке красавчика-провожатого – пакетик с героином. Девушка принимает наркотик за кокс и решает немедленно употребить. Посредством вдыхания, разумеется. В итоге вместо красивой постельной сцены, мы наблюдаем, как Ума пускает кровь из глаз и пену изо рта, а Траволта пытается воткнуть шприц с адреналином ей в грудь:

Сюжет о передозировке Мии и уколе адреналина ей в сердце – оказывается, основан на документальном фильме «Американский парень» Мартина Скорсезе. Тарантино просто дословно воспроизвёл историю и вплёл её в свой замысловатый сценарий. Миа оживает и прощается с Винсентом и зрителем. Ну а сам несостоявшийся герой-любовник переходит с нами в следующую новеллу, где его ждёт незавидная судьба. Героя прямо в сортире застрелит боксёр по имени Бутч.

 

Новелла – Золотые часы

Профессиональному боксёру по имени Бутч тоже не свезло пересечься с Марселласом Уоллисом. Хотя тут – как посмотреть! Криминальный авторитет платит Бутчу приличные деньги, чтобы он сдал бой. А парень, которого, кстати, играет, прекрасный Брюс Уиллис обманывает мафиози. У него всё готово к завершению карьеры и побегу: любимая девушка уже ждёт в гостинице со всеми вещами. Но вот незадача: впопыхах она забыла золотые часы Бутча, которые достались ему от отца, погибшего во Вьетнаме, а тому – от дедушки, а тому – от прадедушки и так далее. Несмотря на возможную опасность, боксёр решает вернуться за семейной реликвией. Тут-то он и встречает Винсента, впрочем – вполне успешно. На обратном пути довольный Бутч слушает в машине песню “Flowers on the Wall” американского квартета «The Statler Brothers». В весёлой композиции есть строчка «It’s good to see you», то есть «Рад тебя видеть». По иронии, мы слышим её именно тогда, когда Марселлас Уоллес переходит дорогу перед машиной Бутча. Далее начинается великая бойня с неприятными приключениями, которая заканчивается почти хэппи-эндом и канонической фразой, не нуждающейся в переводе. Бутч и его возлюбленная уезжают в закат на чоппере по кличке «Grace», то есть «Благодать». Марселлас Уоллес жив, но наказан за свои дела. Винсент Вега так и не смог выбраться из очередной передряги. Однако же фильм оставляет после просмотра хорошее настроение и легкое послевкусие. Это Тарантино, ребята, а значит, вам придётся столкнуться с ним во всей красе! И это не про его роль домохозяина Джимми в халате с кружкой кофе в руках. Нет. Он – это череда бессмысленных смертей, отвратительных персонажей и мозгов, размазанных по автосалону. Он – это крутые режиссёрские ходы, интриги и идеально подобранные саундтреки. Всё, за что его так любят и ненавидят.