Красивый фильм Гарика Сукачёва «Дом Солнца»

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

70-е годы. На дворе – махровый Советский Союз. А юная и наивная девочка Саша живёт, как у Христа за пазухой. Всё у неё сладко да гладко: отец – не последний человек в партии, отдельная квартира вместо шумной коммуналки, место в престижном вузе, купленное заботливыми родителями, билеты на отпуск в Болгарию и даже голубоглазый красавец-жених Вадим: активист, отличник, надежда Советской демократии. Да только, когда твоя жизнь с детских лет предрешена и расписана по секундам, выть хочется, как волку в неволе. Вот и Саша готова бежать из своего золотого плена после одной-единственной судьбоносной встречи. Встречи с Солнцем.

Фильм «Дом Солнца», снятый в 2009-м году Гариком Сукачёвым по повести Ивана Охлобыстина – это феномен отечественного кинематографа. По крайней мере, в современную модную концепцию «комедий-боевиков-военных картин» он однозначно не вписывается. Да лента и сама по себе впечатляющее сочетание несочетаемых предрассудков. Вспомните, к примеру, Гарика. Его хулиганскую кепку, майку-алкоголичку, темные очки и неизменную сигарету в зубах. Теперь отодвиньте фигуру знаменитого русского рокера вглубь сцены, а под софиты воображения вытащите Ивана Охлобыстина – с его едкими заявлениями, внезапными проповедями и статьями в стиле «Бухло, бабы, поножовщина». Казалось бы, этот творческий союз должен породить нечто актуальное, остро политическое на злобу дня, так сказать! Но – вместо этого на экранах оказалась нежная, чувственная история, пропитанная легкой философией жизни и с налётом светлой тоски по ушедшей эпохе. Эпохе хиппи, эпохе свободной любви, эпохе мира во всём мире, брюк-клёш и цветастых нарядов, эпохе зарождения рок-музыки в России. Да, большое внимание в фильме уделено музыкальному оформлению, и это для нас особенно важно. Помимо оригинального саундтрека, красивую и аутентичную атмосферу создают кропотливо подобранные классические композиции зарубежных рокеров, советские песни и синглы русских рок-групп.

Например, под нестареющую мелодию новосибирского коллектива «Калинов Мост» главная героиня Саша бежит по солнечным улицам Москвы. Она только что нашла своё имя в списках поступивших, впереди – заслуженный отдых, а в голове – теплый ветер и сплошное счастье. По дороге худенькая и хрупкая девушка с огромными невинными глазами - легко и непринужденно знакомится с неформалкой по имени Герда, прыгает на классиках, играет в баскетбол с дворовыми мальчишками и вдруг встречает кудрявого златовласого красавца. Как это бывает в драматических фильмах, она тонет в его глазах, но вместо банального знакомства он говорит всего одну интригующую фразу: «Вот так всё и начинается». А после – исчезает. Тут настроение кинокартины с советско-оптимистического кардинально меняется на свободно-романтическое, ведь теперь всё будет крутиться вокруг загадочного общества весёлых людей в аляповатой одежде:

Так красавица-отличница Саша попадает в совершенно иной мир. И с удовольствием в нём тонет. В первую очередь, конечно, ради великолепного мужчины по кличке Солнце. Мне кажется, перед его глазами и таинственной улыбкой любая бы не устояла, не то, что неопытная и такая чистая девочка. Со словами «Папа, я стала хиппи» она перестаёт слушаться родителей и бросается в водоворот приключений. Например, вместе с новыми друзьями идёт на концерт Вокально-Инструментального Ансамбля «Удачное приобретение». Кстати, так в сюжет вписали одно историческое выступление, ставшее поистине легендарным.

Когда будете смотреть эту сцену, не удивляйтесь идеальному подбору актёров на роли музыкантов. Внешнее сходство не случайно. Оказывается, юных и начинающих участников группы сыграли их собственные дети – Иван Макаревич и Данила Маргулис. Вообще весь фильм «Дом Солнца» как будто соткан из таких маленьких цветных лоскутов: неожиданных исторических деталей, спрятанных по всей ленте. То дедушка Ленин машет нам с забора: «Правильной дорогой идёте, товарищ», то сам Высоцкий мелькает в потёмках соседнего окна. Он, конечно, знаком со златовласым Солнцем. Ведь прототипом главного героя служил лидер и один из основателей московской системы хиппи — Юра «Солнышко» Бураков. Да что уж тут говорить, если создатели фильма не забыли даже про пиратское рок-радио. Оно в картине отмечено особым колоритом:

И неудивительно, ведь легендарная Баба-Беда – это дочка главы местной милиции. Она трясет в такт музыке смешными косичками с красными лентами, курит прямо в пионерском фартуке и всегда помогает строгой маме. А в перерывах – просвещает население классикой мирового рока. Например, группой The Way We Live.

По сюжету, правильная и распланированная жизнь советской девочки Саши полностью меняется, когда она попадает в движение хиппи и влюбляется в их лидера Солнце. С ним ей безумно хорошо, но одновременно очень сложно: златовласый парень то пропадает, то загадочным образом появляется в лучах и блестках: И несмотря ни на что, наша героиня отправляется с новой компанией и своим возлюбленным на море. Восхитительные пейзажи, которые оператор умело рисует на экране – это места и побережья Крыма: Балаклава, Карадаг, Керчь. Съёмки длились там около 4х лет. В итоге получилась красивая любовная история в гармонии с природой. В этом теплом, светлом и уютном фильме нет какой-то сакральной истины, или вечного знания. Зато - очень много романтики и коротких осмысленных диалогов, которые постоянно наталкивают на какие-то мысли.

Помимо простых жизненных рассуждений о вечном, в картине нашлось место и для капельки политики. Герои немного противопоставляют себя правительству и простым советским людям. Обсуждают, почему эти «они» так не терпят мирных хиппи, а свою страну и планету ищут только внутри себя. На этом фоне трепетные чувства Саши и Солнца ослепительно сияют нетронутой чистотой и искренностью. Герои занимаются любовью под звон колокольчиков и трогательный трек старых рокеров Grand Funk Railroad. А происходит это в том самом легендарном Доме Восходящего Солнца, отсылок к которому так много даже в музыке. И слушая эти переливы мелодий, хочется, чтобы фильм не заканчивался долго-долго. Хочется просто идти дальше за героями, танцевать вместе с ними, наблюдать за их судьбами, вместе расти и путешествовать. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается:

В конце этой ретроистории мы узнаем, что большинство персонажей фильма имеют под собой в основе – реальные прототипы. Красивых, необыкновенных людей, которые, наерное, просто родились не в то время и не в той стране. Но их жажда любить и быть свободными после работы Гарика Сукачёва долго останется в сердце каждого.