«Королева проклятых»

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

Задолго до того, как домохозяйка Стефани Майер схватилась за перо и породила на свет сверкающего Эдварда Каллена и эмоционально отсталую Беллу Суон... За многие годы до бума ходячих мертвецов в кино, гламурных кровососов с тоннами геля в волосах, а также обаяшек-зомби… Некая писательница по имени Энн Райс, увлечённая потусторонними силами, выдавала неплохие рукописи на мистическую тему. Но наибольшую популярность ей принёс роман «Интервью с вампиром», благодаря одноимённой экранизации с Томом Крузом в главной роли. Фильм-ужастик вышел на экраны аж в 1994м году, но и тогда выглядел в сто крат круче любой современной кальки на себя. Если полистать обширную творческую базу Райс, станет кристально ясно: почти все популярные ныне вампирские саги так или иначе были скопированы с её книг. Кто такие живые мертвые, чем они отличаются от людей, почему живут во мраке – на эти вопросы писательница отвечает четко, а остальные послушно повторяют. Неудивительно, что следующая лента по «Вампирским хроникам» - «Королева проклятых» - и диалогами, и сюжетными поворотами здорово напоминает «Сумерки». Но – ах да! – «Сумерки» же вышли на 7 лет позже, в 2008! Так забудем о них и лучше посмотрим блестящий первоисточник.

Одним из этих богов, а именно богов рок-музыки. Повествование «Королевы Проклятых» ведётся от лица легендарного вампира Лестата в исполнении харизматичного ирландского актёра Стюарта Таунсенда. Кудрявый бледнокожий мужчина в полном расцвете сил пробуждается в Лондоне от бодрых звуков хард-рока неподалёку и решает тоже стать кумиром миллионов. Для этого парень запугивает любителей из андерграунд-коллектива и становится их солистом. Популярность похлеще, чем у Элвиса в его время, деньги и бешеная аудитория приходит к новоиспечённым готик-дарк-металлистам крайне быстро. Эксплуатируя свой образ настоящего мертвеца, Лестат пишет мрачные чарующие композиции, никогда не появляется на публике живьём (да простят меня за каламбур), имеет в гастрольном райдере двух молоденьких фанаток на ужин и во всеуслышание заявляет, что он вампир. Чем страшно бесит остальных кровососущих:

Кстати, да, в отличие от других подобных саг, у Энн Райс вампиры могут не только убивать друг друга, но и потреблять кровь своих сородичей. Зачем им тогда вообще трогать людей? Вопрос. Наверное, потому что мы всего лишь никчёмные животные по сравнению с бессмертными существами. Но об этом позже. А в остальном живые трупы вполне каноничны: они бледны, обладают мертвенно-холодной кожей, избегают дневной свет, умеют перемещаться с нечеловеческой скоростью и буквально спят в гробах. Фильм «Королева Проклятых» воссоздаёт идеальную мрачно-готическую атмосферу вампирской жизни. Массивный замок, мрачная музыка, таинственные подземелья, стрельчатые арки, красный бархат – ешь не хочу. Ну а повествование тем временем ведёт нас к явно кульминационному событию – концерту Лестата в Америке. И в этот момент на экранах появляется вторая важная героиня – молодая девочка Джесси, начинающий исследователь в центре изучения паранормальных явлений:

Несмотря на протестные вопли коллег, девушка отправляется в этот вампирский клуб. И мы с удовольствием окунаемся в пучину мрачного разврата под звуки трип-рока от Tricky. Джесси – человек. Она явно заочно влюблена в Лестата, впрочем и у неё есть какой-то таинственный сон про нечисть из детства. Историям этих двух персонажей уделено довольно много внимания. Настолько, что возникает резонный вопрос, а где собственно та самая «Королева проклятых», которая красуется на плакатах? Первые полкартины о ней упоминают лишь вскользь. Оказывается, студия Warner Brothers приобрела права на экранизацию трёх книг Энн Райс на семь лет. Ребята выпустили «Интервью с вампиром» и расслабились. А потом спохватились, когда на киноверсии других романов остался лишь год. Пришлось в срочном порядке объединять сюжеты «Вампира Лестата» и «Царицы проклятых» в один сценарий. Этим объясняется довольно сумбурный и скачущий сюжет ленты, полный недомолвок и нестыковок. Но любые прорехи в истории с лихвой перебивает потрясающий саундтрек. У вампиров явно отличный музыкальный вкус.

Кто же она такая – эта загадочная повелительница? Первое упоминание о ней проскакивает в воспоминаниях главного героя – вампира Лестата. Тогда – давным-давно – он ещё жил в замке своего покровителя древнего Мариуса и толком ничего не знал об истории рода.

Саму Акашу во плоти мы видим впервые уже в середине фильма. Её сыграла певица Алия, которая погибла в авиакатастрофе ещё до премьеры, поэтому в конце мы видим посвящение ей. Под страстную композицию «System» в исполнении солиста Linkin Park Честера Беннингтона, темнокожая красотка в фараонском одеянии шагает по вампирскому клубу. Её взгляд завораживает, легкая полуулыбка переворачивает внутренности, а размеренное покачивание бедёр в сияющих камнях оказывает гипнотическое воздействие. Но помимо танцев, своенравная Королева сжигает всё здание вместе с вампирами внутри и отправляется на поиски единственного. Того, кто разбудил её звуками своей дьявольски прекрасной музыки. Похитив Лестата с собственного рок-концерта, она предлагает ему свою любовь. Они занимаются любовью в ванной из лепестков роз под чувственную балладу американцев Deftones и могут теперь вечно править миром. Но вместо – лента заканчивается якобы эпической битвой вампиров с поражением Акаши, а зритель внезапно выясняет, что Лестат влюблен в человеческую девушку Дженни.

Да, сценарий не идеален. Сюжет путаный и наивный. Эффекты по нынешним меркам – топорные. Некоторые линии чересчур перегружены. Однако, всё это не важно, когда на экране – столь много атмосферы, антуража, красивых сцен и шикарной музыки. Саундтреком к «Королеве Проклятых» занимался Джонатан Дэвис, вокалист знаменитой ню-метал-группы Korn. Это его первая сольная и на самом деле почти безупречная работа. Дэвис планировал самостоятельно исполнить все сотворённые треки, но не смог из-за условий контракта с Sony. Поэтому музыкант позвал для записи вокала своих коллег по рок-сцене: Уэйна Статика из Static-X, синти-рокера Джея Гордона из Orgy, Честера Беннингтона из Линкин Парка и даже Мэрлина Мэнсона. Кроме того, сам Джонатан появляется в фильме в роли продавца билетов на концерте Лестата и исполняет за вампира-рокера все песни в озвучке. Помимо его композиций, в конечный OST-треклист вошли работы других знаменитых коллективов. Например, под индастриал-рок этих прекрасных американцев Kidneythieves мы наслаждаемся шикарно выполненной финальной сценой: Лестат и Дженни спиной к зрителю за руку шагают к Биг Бену, а вокруг них пролетают люди, автомобили, года и столетия. И в заключении хочется сказать: «Королева проклятых» – это не только отличная фентези-драма своего времени, но и очень самобытный и полноценный альбом рок-саундтреков, который можно залить в свои плееры и вкушать бесконечно.