Iron Man

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

Первые же аккорды в этом фантастическом фильме заявляют превосходный саундтрек. Под нестареющую бойкую «Back in Black» пионеров хард-рока и хэви-мэтала AC/DC – военный конвой передвигается по живописным пустыням Афганистана. Совсем недавно эти места содрогались от снарядов ракеты Иерихон – новейшей разработки в области оружия, которую и приехал демонстрировать наш главный герой Тони Старк. Сейчас этот лощёный красавчик, развалившись в салоне внедорожника, потягивает виски со льдом и заигрывает с женщиной-пилотом, параллельно рассказывая, с какими моделями журнала Maxim он переспал в прошлом году. Но! Еще пара мгновений, и легкая беседа прервётся оглушительным взрывом. Конвой подрывается на мине, и что иронично – мине производства «Stark Industries».

Фантастический боевик «Iron Man» – в переводе «Железный человек» – по комиксам компании «Марвел» вышел в 2008м году и сразу приковал к себе внимание зрителей. Картина приглянулась не только поклонникам детского чтива в картинках, но и вполне обычным представителям взрослой образованной аудитории, а также – строгим критикам. Для начала, благодаря превосходной режиссёрской работе Джона Фавро – а ведь это его первый проект в подобном жанре. Отличный блин и ни разу не комом. Во-вторых, из-за катастрофически харизматичного актёра Роберта Дауни Младшего, который исполнил главную роль. Ну и в-третьих, очевидно подкупает сочетание видеоряда с тяжелым музыкальным сопровождением. Но – обо всём по порядку.

Итак, научно-фантастический боевик рассказывает о приключениях промышленника и гениального изобретателя. Знакомьтесь – Тони Старк. Он беззаботный, как ребёнок, своенравный, эгоистичный, ехидный и бесконечно влюблённый в себя тип. При этом обладающий искусством тонкого сарказма и невероятными познаниями в науке и технологиях. В свободное от изобретательства оружия и роботов время – Тони прожигает жизнь, покупает дорогущие ненужные картины, коллекционирует крутые автомобили и спускает в казино целые состояния, полностью игнорируя какие-либо официальные мероприятия и периодически заигрывая со своей вечной помощницей Пеппер Потс. Миловидную, терпеливую и самоотверженную блондинку исполнила оскароносная Гвинет Пэлтроу. Говорят, девушка согласилась на роль только при условии, что съемки с ее участием будут проходить недалеко от дома. В итоге на площадку Пэлтроу добиралась за 15 минут. Надо же, а многие бы и раздумывать не стали, узнав, кто является их партнёром по фильму:

Жизнь и убеждения Старка резко поворачиваются на 180 градусов, когда он попадает в заложники к террористической группировке «10 колец». С этого момента в фильме начинают развиваться сразу несколько сюжетных пластов: трагический -  изобретатель ранен. Мелкие осколки от снаряда пытаются достичь его сердца, но благодаря ученому Инсену, их сдерживает вставленный в грудь элетромагнит; супергеройский – в тайне от захватчиков Тони строит портативный реактор и конструирует высокотехнологичную киберброню, которая позволяет ему ловить пули, летать и расстреливать неприятелей; но главное – психологический. Теперь миллиардер знает, что террористы тоже пользуются его оружием. Силами экзоскелета он спасается из плена и полностью приостанавливает военное производство:

Да, супергерой, которому, в отличие от других, не досталось способностей, и который фактически стал сам кузнецом своего счастья, намерен спасать мир. И делать это - под раскатистые треки великолепного композитора Рамина Джавади.

Гениальный миллиардер Тони Старк разрабатывает крутейшую броню Марк II и отправляется громить террористов. Но вскоре выясняется, что главный источник зла – не они, а верный друг и соратник отца Старка – Обадайя Стейн. Роль эффектного злодея великолепно исполнил Джефф Бриджес, который даже побрился налысо ради соответствия персонажу. Обадайя заказывает ученым увеличенную версию железного костюма, а энергетический центр для него вынимает прямо из груди самого Тони – такой вот удар под дых, откуда не ждали. Хорошо ещё, что помощница изобретателя Пеппер в сентиментальных чувствах сохранила первую версию мини-реактора, который спас её начальнику жизнь. Тем самым она спасает его ещё раз, и в финале мы видим очень эффектную сцену битвы между двумя Iron Men-ами. Снято так хорошо и пронзительно, что дух захватывает даже у тех, кто не любит фантастику.

Неудивительно, что даже режиссёр захотел попасть в свою картину и снялся в роли Хэппи Хогана – телохранителя, друга и личного шофёра Старка. Кроме того, по уже сложившейся традиции, автор комикса «Железный человек» Стэн Ли тоже поучаствовал в фильме. На сцене благотворительного приёма он играет старика в окружении молодых девушек, которого Тони по ошибке принимает за создателя «Плейбоя» Хью Хефнера. Ну а помощник и дворецкий изобретателя – робот Джарвис – говорит голосом британского актера Пола Беттани. По слухам, тот даже не знал, в каком фильме участвует, а просто делал одолжение режиссёру Фавро. На запись его реплик ушло 2 с лишним часа.

И всё оно стоило того. В результате, за первые 17 дней фильм «Железный человек» собрал в мировом прокате свыше 430 миллионов долларов. Также лента была номинирована на несколько Оскаров, Грэмми и премию Британской киноакадемии. Во многом подобному успеху поспособствовал и безупречный саундтрек, который мы с вами слушаем на протяжении всего выпуска. Автором бодрых рок-мелодий является ирано-немецкий композитор Рамин Джавади, также известный по своим композициям к сериалам «Побег» и «Игра престолов». Продолжительное время он был ассистентом Ханса Циммера, и совместная работа явно дала вкусные плоды. Кроме того, в записи треков к «Железному человеку» поучаствовали разные артисты. Например, отцы-основатели кроссовер-трэша Suicidal Tendencies. Под песню этих хардкорных панков из Лос-Анжелеса Тони Старк чинит свой уникальный, дорогущий Hot Rod. К слову, создатели говорят: любовь саркастичного гения к гоночным автомобилям красного цвета показана, чтобы объяснить, почему он выбрал этот цвет для костюма Железного человека. Но вернемся к музыке. Изобилие рок-мелодий дополняют треки, не вошедшие в официальный OST, но звучавшие на титрах и в трейлерах. Например, творчество британских альтернативщиков Curves  или американских индастриал металистов Filter. Изящный рок-саундтрек быстро и ритмично ведёт нас к неожиданной развязке.

Немая сцена! Занавес! Аплодисменты! Поклоны! На экране – финальные титры под великолепную одноимённую «Iron Man» легендарных Black Sabbath, а в голове уже вертится мысль, что надо бы поглядеть продолжение трилогии. У «Железного человека» вышло целых 2 сиквела, плюс остроумием Тони Старка можно насладиться в серии фильмов «Мстители».