Апокалипсис сегодня

Цельнометаллическое кино

Автор: Мария Дрейк

В начале этого фильма нет ни названия, ни титров. Только приглушённый гул вертолёта, который становится всё более и более отчётливым. А ещё - спокойная песня «The end» классиков американского рока – группы «The doors».

На экране – военные сцены: бомбардировка леса, горящие джунгли, вспышки напалма… И медленно, постепенно на фоне – появляется полупрозрачное, но различимое лицо главного героя. От его имени мы и услышим эту невероятную историю. Историю под названием «Апокалипсис сегодня».

О фильме Фрэнсиса Форда Коппола “Apocalypse Now”, появившимся в 1979-м году, не получается говорить прямо и просто. Для этого он слишком глубокий и комплексный. По сравнению с ним, любые слова кажутся посредственными и безликими, не способными описать всю ту гамму чувств, мыслей и красок на экране. Зато музыка, сопровождающая кинокартину, идеально отображает происходящее.

Действие кинокартины разворачивается на пике Вьетнамской войны. Главный герой капитан Уиллард – в потрясающем исполнении Мартина Шина – ждёт следующего задания в отеле Сайгона и медленно сходит с ума, заглушая воспоминания алкоголем, болью и разговорами с самим собой. Он ветеран, он не приспособлен к мирной жизни, она рвёт его изнутри. Одна эта короткая сцена говорит нам о сути войны больше, чем многие фильмы такой же тематики. Затем Уиллард получает приказ. Он должен секретно отправиться вверх по реке в Камбоджу, чтобы найти некоего полковника Курца и убить его. По мнению сотрудников ЦРУ, у Курца (его, кстати, играет великолепный Марлон Брандо) поехала крыша. Полковник дезертировал, создал в отдалённом районе нечто вроде собственного королевства насилия и теперь командует местными жителями, периодически уничтожая агентов разведки.

Уиллард отправляется в путь, но это мало похоже на типичное американское роуд-муви. Нет, это скорее длительное, тяжёлое и очень затягивающее путешествие, открывающее нам сюрреалистический мир абсурда и ужасов войны. Взять хотя бы сцену в «посадочной зоне» вертолётного подразделения, куда прибывает мини-отряд Уилларда в самом начале. Под звуки «Полёта Валькирий» Вагнера военные уничтожают напалмом целую деревню Чарли – так главный герой называет вьетнамского противника. Воздушной кавалерией командует эксцентричный подполковник Билл Килгор, который во время бомбардировки пытается на сёрф-доске поймать волну.

По мере путешествия вверх по реке обстановка становится всё мрачнее и страннее, а в головах людей происходит то же самое. Причём не только у героев, но и у зрителя. Эта шедевральная кинолента медленно, но верно затягивает нас в пучину мучительных мыслей, противоречивых выводов, тяжёлых сомнений. Абсурдности этому процессу добавляет то, что он происходит под бодрые гитарные риффы Кита Ричардса в нестареющей композиции «I can’t get no satisfaction».

Загадочная кинокартина о Вьетнамской войне на самом деле затрагивает самые разные вопросы. Это лента о них, и о нас, о человечестве, о терзаниях, о сложности любого выбора, о бесконечной борьбе в душе, и о направлении собственного пути. Это лента о жизни, о смерти, о смысле. И несмотря на обилие трупов и мрачную атмосферу ужаса, Фрэнсису Копполе удалось сделать категорически антивоенное кино. Как неоднократно говорил сам режиссёр: «Мой фильм не о Вьетнаме. Мой фильм – и есть Вьетнам». Во многом эти слова подчёркивают и нереально сложный и долгий процесс съемок. Американское правительство, видя, что Коппола собирается снять фильм, не совпадающий с официальной точкой зрения на войну во Вьетнаме, отказалось помогать. Тогда режиссёр вложил в будущий шедевр, рискнув оказаться банкротом, собственные деньги и нашёл поддержку у филиппинского правительства. Для съёмок воздушных атак пришлось обучать действующих военных пилотов, и иногда случалось, что они уже готовы, но их отзывают для участия в боях. Затем военное командование снова присылает вертолёты, но с другими пилотами, и всё по кругу. Так, 15-минутная сцена с бомбёжкой вьетнамской деревни снималась в течение нескольких месяцев. В итоге: из Филиппин Коппола вернулся с нервным срывом, семью тоннами киноплёнки и 15ю часами исходного видеоматериала. Монтаж затянулся почти на 2 года. 

Фрэнсис Кополла сокращал свой фильм трижды. Кроме того, он неоднократно менял концовку. В итоге – она кардинально отличается от представленной в повести Джозефа Конрада «Сердце Тьмы». И это несмотря на то, что сценарий «Apocalypse now» полностью основан на ней.

Да, пробивающий до самых истоков человеческого естества фильм дался режиссёру и его команде очень нелегко. Но все страдания, мучения и сложности съёмочного процесса стоили того. Получившийся «Апокалипсис сегодня» завоевал сначала «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах, а затем и 2 Оскара. В том числе – за лучший звук. Также идеальное музыкальное сопровождение отметили и премией «Золотой глобус».