Clash

Азъ Есмь Rock!

Автор: Дан Дмитрич Липовецкий

Этот отличный бэнд родился в 76-м году. Но создавали его не в пробирках, путем всяческих химических и физических опытов, а по лондонским пабам и клубам. Если быть точным, то Джо Страммер – бессменный  вокалист и автор большого количества текстов, сперва играл именно в паб-рок группе под названием «стопервые». Черт его знает, откуда взялось такое название. Группа играла рок-н-ролльчики по кабакам Лондона, перспектив – ноль, денег – ну, наверное, на жизнь хватало... Хотя, деньги как раз таки особо Джо не заботили.

Переломным стал один вечер, когда Джо попал на выступление Секс Пистолс. Точнее, не то что бы вот он шел по улице и пришел в клуб. Он сам выступал на том же концерте, сразу после Пистолетов. Но увидев, что вытворяют молодые нигилисты, увидев драку, которая завершила выступление Джонни Роттена и Ко... Страммер понял, что между их группами пропасть… Не в плане музыкальной техники, а в плане отношения к музыке и жизни. И сделал-таки решительный шаг в сторону нового, зарождающегося тогда стиля, название которому – панк.

Сделать-то он его сделал – в голове. Теперь нужно было реализовать свое желание. Примерно в то же время, Джо Страммер знакомиться с неким Берни Роудсом, правой рукой Малькольма Макларена. Кто не в курсе, Макларен – бессменный  менеджер, идеолог и практически создатель Sex Pistols.

У Роудса на примете были музыканты, из которых он хотел создать политические провокационный ансамбль. Как утверждал Страммер, когда-то  он уже был шапочно знаком с этими ребятками – они  хотели у него деньги отнять. Но... погадав на китайской книге перемен, Страммер безоговорочно выбирает Clash, попрощавшись с рок-н-роллом 50-ых и рухнув в нигилизм и агрессию панка.

Когда Джо Страммер наконец-то присоединился к группе, в составе были так же гитаристы  Кит Левин и Мик Джонс,  басист Пол Симонон, а вскоре нашелся и ударник-Терри Чаймс. Название clash придумал Симонон, взяв его из заголовка одной из британских газет. Группе, которая тогда уже начинала исповедовать леворадикальные взгляды, название «Сопротивление», подходило идеально.

Первое выступление Clash состоялось 4 июля 1976 года, на разогреве у Sex Pistols. Сразу после этого, группа начала выступать по клубам Лондона и окрестностей постоянно. А уже в сентябре все того же года лишилась одного из гитаристов, а именно, Кита. Кстати, спустя пару лет, он создал новый коллектив под названием Public Image Ltd вместе с Джонни Лайдоном – вокалистом пистолетов.

Нисколько не обломавшись от отсутствия третьей гитары, Clash принимают участие в двухдневном панк-фестивале все в том же Лондоне. Состоялось мероприятие 20 сентября 76-го года. Кто еще принимал участие в том памятном фесте?

Естественно, кумиры молодежи и главные хулиганы Британии ныне, вечно и во веки веков – Sex Pistols. Группа The Damned, тоже в каком-то смысле отцы панка, плюс еще коллективы Buzzcocks, Subway Sect и Siouxsie and the Banshees. Последний коллектив отличился особо, собравшись примерно минут за 40 до выхода на сцену. Не в смысле собравшись, подготовившись, как пловец перед прыжком, а в смысле вообще родившись на свет. Ну, собственно и песню они родили только одну – 20-минутная кавер-версия отче наш, как вам, а? Безумная вокалистка Сьюзи Сью, Сид Вишез на ударных – неплохой составчик. Правда, в панк-роке группа долго не задержалась, уйдя с голой в пост-панк. Ну а Вишез, как всем известно, ушел не в пост-панк, а в хмурые героиновые дебри.

Но вернемся к делам нашего сопротивления, то есть команде Clash. А именно к моменту первой записи. Решительно смешивая в своем звучании панк-рок со ска и регги, парни приступили к работе на студии. Случилось это знаменательное событие 10 февраля 77-го года. Первой ласточкой с альбома, стала песня «White Riot».Трек был посвящен беспорядкам в Лондоне, в которых Страммер и Симонон приняли весьма деятельное участие, вписавшись в потасовку между карибскими эмигрантами и полицией. Угадайте, на чьей стороне.

Во время записи первого диска, который был назван «The Clash», группа лишилась ударника Терри Чаймса. Но не став отчаиваться парни быстро нашли замену – новый  ударник Топпер Хидон стал тем последним кусочком мозаики, которую можно назвать «классический состав группы The Clash».

Сразу же начались концерты в поддержку первого релиза. А на концертах началась сплошная анархия – драки, дебош и вандализм. Причем если на концертах дебоширили поклонники, то участники группы делали то же самое, но за пределами сцены.

В 78-м году рекорд-лэйбл начал напрягать парней из Clash, так как по контракту они должны были приступать к записи второго альбома. Но материала катастрофически не хватало. И, чтобы наконец-то ухватить музу за хвост, или еще за какое-нибудь место, двое участников, а именно вокалист Джо Страммер и гитарист Мик Джонс рванули на Ямайку. А обидевшийся за то, что его на Ямайку не взяли, басист Пол Симонон, рванул в СССР. Хотя вообще, это довольно странно – Симонон, выросший в негритянском квартале, был специалистом номер один по регги и ска в коллективе.

Вернувшись из Ленинграда, Пол Симонон угодил в тюрьму. Правда, не за посещение идеологически чуждого тогда еще города, а за стрельбу по особо ценным голубям. И это ни разу не шутка – сидя  на крыше с друзьями, басист и барабанщик Clash развлекались стрельбой из пневматики. Кто ж знал, что это не просто птички летают, а какие то ультра-супер-крутые голуби, которых трогать ни-ни. Хотя какого черта, куда смотрели хозяева голубей?

Зато и в попадании в тюрьму нашелся некий положительный момент: так как менеджер группы Берни Роудс долго отказывался платить залог за музыкантов – его  уволили. А почему это можно считать положительным моментом? Да потому что уж больно напряженной была обстановка в группе во время его присутствия «на борту». По крайней мере, по заявлению самих музыкантов.

Так или иначе, правдами и неправдами, но в конце 78-го года, Clash выпустили второй альбома под названием «Give ’Em Enough Rope»,что в переводе означает – дайте  им достаточно веревки.

Итак, избавившись от менеджера Берни Роудса, команда избавилась от постоянного психологического давления и бесконечных политических проповедей. Следствием этого стала раскрепощенность и открытость музыкантов друг к другу. Первой ласточкой этой самой открытости стала написанная Полом Симононом песня «Guns of Brixton». До этого знаменательного момента, бас-гитарист Clash не писал песен для группы.

После непрерывной трехмесячной работы над новым альбомом, группа решает перекурить, и отправляется в тур по Америке. Большое количество концертов-и минимальный заработок для лэйбла CBS Records, занимавшегося Clash. Ведь музыканты отказываются играть, если билет на их концерт стоит больше трех долларов. Но при этом хотят вкусно кушать и жить в отелях хай-класса. В итоге, продюсеры списывают все убытки на счет группы.

Кстати говоря, когда альбом «London Calling» был выпущен на двух пластинках- Clash снова отличились. Заставили продавать две пластинки по цене одной. В общем долг группы перед СиБиЭс рос как на дрожжах.

В бурном котле двойного лонгплея смешались и даб, и панк и рокабилли и фанк и еще куча разных стилей. В лирической составляющей – большое  количество социальных проблем. Тут вам и наркотики, и безработица и расовая дискриминация.

Если предыдущий альбом был двойным, то следующий за ним «Sandinista!» аж тройным. Записанный на большом количестве различных студий, он получился довольно размытым, и сочетающим в себе еще большее, чем раньше количество стилей.

После выпуска альбома, группа отправилась в Нью-Йорк, где было запланировано 8 концертов подряд. На каждом концерте перед Clash выступали различные музыканты, причем совершенно из разных культур. Были тут и рэперы и музыканты играющие даб, и панки Dead Kennedys.

В первый же вечер, во время концерта, клуб был закрыт по причине пожароопасности из-за слишком большого количества людей в зале. В итоге, парням из Клэш пришлось отыграть 17 концертов вместо запланированных восьми, иначе не все купившие билет, попали бы на концерты. Как оказалось потом, дело было вовсе не в пожароопасности. Просто нью-йоркские клубы сильно враждовали и всеми силами старались нагадить конкурентам. Хотя могли нагадить и родному городу – после того как клуб закрыли во время первого концерта, полиции пришлось оцепить таймс-сквер – фанаты, высыпав на улицу, устроили дебош.

В 81-82 годах, Clash работали над альбомом «Combat Rock», который увидел свет в мае 82-го.Большая часть песен на данной пластинке отражает антимилитаристское настроение группы на тот момент. К сожалению, этот диск стал последним, записанным в классическом составе. К моменту выхода пластинки, проблемы с наркотиками барабанщика Топпера Хидона стали чересчур заметными и влияющими на возможность заниматься музыкой. Поэтому, пусть и с неохотой, но группа рассталась с ударником.

После выхода пластинки, сменив барабанщика, группа ударилась в гастрольные туры. Апофеозом стало выступление на нью-йоркском стадионе Ши 12 и 13 октября 1982 года. После очередного оглушительного успеха команда оказалась перед серьезным выбором – продвинуться в настоящие монстры рока или остаться иконой андеграунда. Но уставшие друг от друга музыканты не стали делать выбор, а просто разъехались по разным странам немного отдохнуть.

Отдых затянулся на полгода. А в 83-м году, группу покинул еще один участник классического состава – гитарист Мик Джонс оказался за бортом. Джо Страммер и Пол Симонон, набрав новых сопротивленцев, кое-как принялись за запись альбома. Неожиданно возникший снова менеджер Берни Родс, тоже решил приложить свои лапы к музыкальной составляющей записи, и когда в 84-м году Clash отправились на гастроли, Роудс сам аранжировал и свел альбом, названный им «Cut the Crap». Результат такого действия ужаснул Джо Страммера, да и остальных музыкантов, в связи с чем пластинка  вычеркнута из биографии Clash.

В какой-то момент, Страммер понял, что расставание с Хидоном и Джонсом было роковой ошибкой. Спустя некоторое время, группа прекратила свое существование, а музыканты начали заниматься сольными карьерами.

Армия поклонников Клэш по всему миру, всегда ждала, что группа все-таки соберутся снова и в классическом составе. Но смерть Джо в 2002 году, перечеркнула все надежды.