Илья Маррадёр Никитин: «Мы играем только то, что умеем играть. И это нам нравится!»

Интервью

Автор: Дарья Питерская

Часто говорят, что настоящий мужчина за свою жизнь должен успеть сделать три вещи: вырастить сына, посадить дерево и построить дом. Ну если это так, то для панк-рокера за свою карьеру необходимо, я считаю, успеть записать альбом, собрать зал и снять крутой клип. Илья Маррадёр, вокалист питерской панк-группы ПОРТ(812), со своим коллективом выполнил первые два пункта ещё 15 лет назад, а вот свой первый профессиональный клип музыканты выпустили только в этом году. О том, что чувствует рок-музыкант, презентуя качественный клип, куда движется отечественная рок-музыка, что смотреть, что слушать сегодня, и, конечно, чего ещё ждать от неугомонных портов Илья рассказал сам.

-Давай начнём с самого интересного. Чем сейчас занимаетесь?

-Сейчас мы репетируем новый материал для нового альбома, который мы запишем в следующем году, я надеюсь. Думаю, что в конце весны мы уже выпустим его. Мы его не будем делать большим. Сделаем его таким огрызком, как в контакт сейчас заливают – 9 песен. Но это только из-за того, что хочется уже побыстрей выпустить материал. У нас в этом году вышел альбом, и хотим, чтобы сразу в следующем уже был. Не охота ждать два года, слишком много идей, и так хорошо всё пишется. Но, кроме этого, в этом году выйдет маленький сингл из двух песен, на одну из которых будет снят клип.

-Почему пишете материал в летнее время? Для музыкантов лето, обычно, - это фестивали, туры.

-Мы всегда летом писали альбомы. Мы не ездили никогда на фестивали. В этом году у нас, буквально, пара фестов – это «Песок» и «Огни». Мы просто очень ленивые всегда были в этом плане, видимо. Сами не пробивались, не напрашивались, а нас как-то особо никто и не звал.

-У Вас недавно вышел свежий профессиональный клип. Как вам этот опыт?

-У нас много клипов было, но такой, чтобы с таким количеством оборудования, которые брали заранее, профессиональные актёры, - такое было впервые. Что тут сказать? Всё то же самое, как если бы снимали обычно, но больше потрачено было времени и больше материальных вложений. Мы то ничего особенного не почувствовали – мы пришли в этот гараж и изображали, что мы играем музыку…под фонограмму. Хотя нет, вру. Фонограммы не было слышно, после того как Игорёк стал играть на барабанах. Так что мы просто играли как под метроном.

-Какие впечатления от результата?

- Очень понравился клип. Действительно отличная картинка, пятнадцать лет назад это был бы вполне ротируемый клип на «А-Оne». И это был бы серьёзный выхлоп для группы. Но, в нынешнее время, когда нету никакого подобного музыкального телевидения, остаётся только интернет. На YouTube шестнадцать тысяч просмотров у этого клипа.

-Кто всё-таки писал сценарий?

-Сценарий написал сам режиссёр – Паша Шумилов. У нас сразу была идея, что съемки должны проходить на гоночной трассе, потому что этот клип нам помог снять наш друг – Анатолий Ушаков, который сам является гонщиком. И вот он гоняет на этой трассе. Нам хотелось видеть в кадре мотоциклы, скорость. Вот и родилась такая история.

-То, что вы хотели увидеть и то, что получилось - сошлось?

-У нас, если честно, не было особых предпочтений. Вся картинка была в голове у сценариста-режиссёра. Сами мы практически не прилагали своих сил в плане режиссуры. То есть, если раньше мы делали всё сами, то в этот – мы полностью доверили всю работу профессионалам.

 

-А есть какие-то видео-клипы ваших коллег по отечественной сцене, которые на ваш взгляд можно было бы отметить и назвать интересными работами?

-Хорошие клипы, прежде всего за счёт крутого музыкального материала, у группы Тараканы. Там сложно что-то испортить, слишком крутая музыка. Естественно, группа Ленинград. Но они снимают не видеоклипы, а это скорей микрофильмы. И Little Big выпускают клипы, которые просто сносят башню – очень здорово! Там и картинка, и идея.

-Если забыть о картинке и вспомнить про нашу музыку. В каком состоянии отечественный рок находится на сегодняшний день?

-Да, как обычно…в никаком! У нас проблема только в одном: это созданное Михаилом Козыревым «НАШЕ» радио, чей формат сейчас формирует целую линейку копий, которые исключительно и ставят в эфир. Соответственно, музыка не развивается никаким образом. Посмотрите на фестиваль «Нашествие». Он идёт лет 20, а ничего не меняется. И на волне всё то же, что и было 15 лет назад. И слушатель тоже не развивается. Основная масса людей не особо интересуется музыкой. И чтобы слушатель как-то развивался ему надо давать что-то новое по телевидению или радио. Телевидения ориентированного на рок у нас нет, но есть радио. И я включаю, например, «Наше» и думаю: «о! это Сплин что ли?». А, нет! Это новые ребята, которые косят под Сплин.  Получается, что слушателю ставят те группы, которые не новые, не интересные, которые только копируют старые коллективы, только названия другие. Так что, благодаря таким вещам, развитие русской музыки сильно затормозилось, думаю, на года, а может и вообще навсегда.

-Что же делать, по-вашему, молодым командам?

-Что-что? Играть! Тут ничего сложного. Вон группа Порнофильмы, например, нормально залы собирает. Или AMATORI– никогда на радио не звучали, но в своё время собирали огромные площадки.

-Вы сами то стремитесь в эфир?

- Тут два пути: либо ты совсем замыкаешься в себе и делаешь только то, что тебе нравится, либо пытаешься уловить какую-то конъюктуру и создаёшь копию популярной группы. Мы, в свою очередь, ищем микс этих идей. С одной стороны, мы играем только то, что умеем играть и это нам нравится. А с другой стороны, конечно, хочется, чтобы на концерт ходило больше народу, поэтому мы стараемся прислушиваться к мнению аудитории. Сейчас очень много музыки и возможности её найти. И слишком легко в этом потоке запутаться.

- Вы сказали, что в поиске золотой середины. Чего свежего стоит ждать от нового материала?

-Последние два альбома мы поэкспериментировали с жёстким звучанием. Но мы решили, что следующий у нас будет более лёгкий и мелодичный. Как это многие группы любят называть – «возвращение к корням»? Но тут никакого возвращения. У нас будет другая гармония, другая музыка. Тексты, может быть, будут более лиричными. Нам очень нравится. Такая позитивная, летняя музыка. Этот альбом будет слушать в кайф.

-Будет ли выход альбома сопровождаться туром?

-Москва, Питер – понятное дело. А вот с турами сейчас очень сложно. Поехать - то можно всегда, но бомж-туры нам уже тяжеловато ездить, когда не понятно, что ты там встретишь. Промоутеры нынче разбалованные. Они не хотят делать ничего. Группы играют не за гарантию, а за процент. А когда коллектив выступает за процент, промоутеры не считают нужным как-то рекламировать эти концерты. Не хотят люди зарабатывать и не дают зарабатывать нам.

-Что касается денег: сейчас многие коллективы обращаются за материальной помощью к своим поклонникам. Вы практикуете такие сборы? Откуда у вас появляются средства на записи, концерты, клипы?

-Как я уже говорил, у нас есть друг московский – Толя Ушаков. Он нам сильно помогает. Он часть нашей музыкальной истории.

-Как вы сами относитесь к тому, когда ваши коллеги устраивают сборы денег?

- Абсолютно спокойно. Это дело каждого. Никто никого не заставляет. Никто не бегает за человеком с ножом и криками: «Дай денег!». Все добровольно, так что нету в этом никакой проблемы. Другое дело, что по большей части деньги собирают артисты, которым они не нужны. У которых и так всё хорошо с финансами. А музыканты, которым не помешала бы материальная поддержка, никогда и не соберут нужные суммы. У них просто нет такой армии поклонников.

-Где вы видите Порт812 через пять лет?

-Да так же будем записывать альбомы, делать своё дело. Мы ни капли не устали, даже наоборот чувствуем новый поток творческой энергии. К тому же 20 лет не за горами! Кажется, только вчера праздновали 15 лет и на концерте в честь этого продали последнюю майку. А тут уже через три года и 20 стукнет. Да, впервые мы собрались 8 декабря 1999 года. 8.12 – оттуда и название. Так что мы ни разу не потухли и будем продолжать своё любимое дело!